Category: философия

Category was added automatically. Read all entries about "философия".

Шакти в кашмирском шиваизме и Ачинтья-бхеда-абхеда шакти в гаудия-вайшнавизме

Имеет место мнение, что индуизм представляет собой нечто единое в религиозно-философском плане, а различные секты являются равноценными на пути к Богу, ибо ведут к одной цели.
Однако хорошо известно, что формирование и самоопределение религиозных и философских школ Индии традиционно осуществлялось через полемику, в которой они стремились доказать свое превосходство. Эта религиозно-философская полемика становилась формой коммуникации (очной и заочной) как различных течений внутри индуизма, так и индуизма с внешними неортодоксальными течениями. Если мы обратимся к средневековым трактатам выдающихся теологов и философов, то увидим, что они нередко, прежде чем изложить свое учение, последовательно опровергали концепции предшественников или современников, тем самым показывая уникальность и превосходство своего подхода. Так поступали Шанкара, Рамануджа, Абхинавагупта, Баладева и др. Центральной темой полемики была проблема соотношения мира и Бога. Эту проблему различные школы индийской философии решали по-разному, их подходы варьируются от монизма (адвайта-веданта) до дуализма и плюрализма (санкхья, двайта-веданта). Однако между этими крайними позициями были и более умеренные, которые во избежание крайностей использовали концепцию шакти. Ниже мы в компаративном ракурсе рассмотрим, ка́к эта концепция представлена в кашмирском шиваизме и гаудия-вайшнавизме.

https://vidya613.wordpress.com

Санскрит и индийская философия языка: мифы и реальность

Массовое увлечение мистическими учениями Востока вместе с жаждой сенсаций и отсутствием критического мышления породило и массу мифов вокруг древнеиндийского языка, известного как санскрит. Можно встретить утверждения о происхождении санскритской письменности деванагари от... «древнерусского узелкового письма», а самого санскрита — от некоего русского «самскрыта». Также распространён миф о древнеиндийском (санскритском) происхождении географических названий русского Севера. Можно услышать: «названия Архангельской области переводятся с индийского языка», «индийский профессор через неделю пребывания в Вологде отказался от переводчика — ведь вологжане разговаривают на чистом санскрите». И это не новости из Comedy Club. Часть населения воспринимает это серьезно, как откровение или даже научную сенсацию. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

28 марта в 19:00 в Клубе интеллектуального досуга "Событие" на Покровке (Москва) состоится лекция и дискуссия на тему "Санскрит и индийская философия языка: мифы и реальность".

Подробный анонс в ФБ: www.facebook.com/events/197815070576808/

Мое новое приобретение

Сегодня получил по почте книгу В. Ч. Бина «Myth, Cult and Symbols in Sakta Hinduism». Автор ставит своей целью описание и интерпретацию образа Дурги-Кали как составной части того, что он называет «Indian “mother-goddess complex”». Он касается тем мифологии (Кали как Шакти), культа (Кали-пуджа) и эсхатологии (Кали-юга), следуя Мирче Элиаде, который указывал на ассоциацию между понятиями kAla (Время), богиней Кали и Кали-югой. В качестве источников используются прежде всего Деви-махатмья, Девибхагавата-пурана, Калика-пурана, шактистские упанишады и тантры, в особенности Маханирвана.

Индология в Кенигсберге: Гельмут фон Глазенапп (1891 - 1963)

Гельмут фон Глазенапп, профессор индологии в Кенигсберге (1928-1944) и профессор индологии и сравнительного религиоведения в Тюбингене (1946-1959) был разносторонним и крайне плодовитым автором и ученым. Хотя его перу принадлежат также детальные исследования, как, например, учения джайнизма и философии поздних вишнуитских сампрадай (школ или традиций передачи знания), он считал своей важнейшей задачей ближе познакомить широкую общественность в Германии с духовным миром Индии и нехристианскими религиями. Книги фон Глазенаппа о джайнизме, индуизме и буддизме, об индийской философии и литературе, некоторые из которых постоянно перерабатывались и переиздавались, до сих пор остаются полезными вводными работами как для интересующегося читателя, так и для студента-индолога.

Текст полностью:

http://www.sanskrit.su/glasenapp.htm

Глазенапп

Философия творчества и познания в восточных культурах и системах мысли

В рамках Дней философии в Санкт-Петербурге

Общероссийская научная конференция

22 ноября 2013 г.

Оргкомитет научной конференции, организуемой сотрудниками кафедры философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ, приглашает принять в ней участие специалистов в области гуманитарного знания, занимающихся востоковедной и компаративной проблематикой. На конференции будут рассмотрены следующие вопросы:

- представления восточных мыслителей о творческом процессе;
- Бог, природа, человек как творческие факторы в восточных системах мысли;
- проблема авторства в восточных культурах;
- представления о познавательной деятельности в восточных системах мысли;
- проблематика самопознания в восточной философии;
- социальное и политическое творчество на Востоке;
- проблема взаимоотношений творца и общества в восточных культурах.
- «когнитивный шок» от пребывания на Востоке: проблема восприятия иной культуры.

Collapse )

XXXIII Зографские чтения: немного статистики

В Зографских чтениях в этом году приняло участие 34 индолога (из них 16 мужчин и 18 женщин), что примерно столько же, сколько и в прошлые годы. В прошлом году было 35 участников, в позапрошлом – 27, в 2009 – 33. Интересно отметить, что все этнографы (и те, которые присутствовали, и вообще) являются представительницами прекрасного пола. Видимо, женщины более наблюдательны и им легче установить контакт с местным населением. И вообще женщины в нашей стране сейчас как-то более активны. Среди литературоведов тоже преобладают женщины, а вот среди специалистов по индийской философии все же больше мужчин. География участников, заметим, расширяется. 15 человек было из Санкт-Петербурга, 11 – из Москвы, 2 – из Вильнюса, 2 – из Ижевска, по одному из Калининграда, Пензы, Екатеринбурга и Луцка. Таким образом, было представлено 8 городов и 3 страны (Россия, Украина и Литва). В прошлом году было представлено 6 городов и 2 страны (Россия и Литва), а в 2003 г. – 4 города и 2 страны.