Текущее

Работа над Бриханнилой подходит к концу, сегодня вносил правки, присланные корректором. А скоро будет готова и вторая глава "Гимнов Кали".

В филармонии

Сегодня провел вечер в филармонии, послушал чудесную органную музыку в исполнении Хироко Иноуэ - японской органистки, которая живет в Калининграде.


Collapse )

Телеграф

Сегодня по просьбе друга, которому исполнилось уже 94 года, сходил на телеграф и отправил телеграмму. Старик хотел напомнить давнему другу о себе. Телеграф, еще сохранившийся, представляет собой небольшую комнатку в крупном почтовом отделении. Когда я пришел, на телеграфе был обеденный перерыв, тоже напоминает старину, в почтовых отделениях, где я бываю, перерыва нет. Когда комнатка открылась, взял бланк и заполнил, стоило это 94 рубля. Телеграф, телеграмма… Когда-то эти слова значили так много, в XIX веке телеграф произвел революцию в распространении информации, сравнимую с той, что уже в наши дни произвел интернет. А вот современная молодежь вряд ли представляет, что это такое. «Надо только выучиться ждать, Надо быть спокойным и упрямым, Чтоб порой от жизни получать Радости скупые телеграммы».

Черная легенда о тхагах

В XIX в. жившие в Индии англичане были одержимы страхом перед тхагами (ठग, на хинди «вор, грабитель»). Тхагов обвиняли в том, что они не только грабили путешественников, но и душили, принося в жертву богине Кали. Сейчас трудно сказать, насколько тхаги были реальным течением, а насколько – порождением фантазии британcких хозяев Индии об ужасных туземцах. Некоторые современные исследователи считают, что все от начала до конца здесь является обычным вымыслом. Похоже, что отцом легенды о тхагах был д-р Ричард Шервуд, а своим активным распространением она обязана другому англичанину – полковнику Уильяму Слиману, в воображении которого тхаги превратились в криминально-религиозную организацию, опутавшую своими щупальцами всю Индию и готовившую свержение британской власти. Collapse )

Тантра и мир

В тантризме вселенная воспринимается не как «юдоль скорби» или иллюзия, но лучезарное, полное красок, жизни и игры проявление Шакти. Тантра не делит мир на «возвышенное» и «низменное», «духовное» и «материальное» (заметим, что для затасканного слова «духовность» в санскрите нет аналога). Тантрические гуру не читают нудных моралистических нотаций. Тантрики не борются со своими страстями, ничего не подавляют и не накрывают крышкой. Слово «бороться» вообще детское, вот в нашей стране все время с чем-то «борются»  Страсти воспринимаются как естественное проявление, и их энергию последователи Тантры используют в своей ритуально-мистической практике – садхане. Само тело становится могучим инструментом. «Боги завидуют людям, потому что у людей есть тело». В принципе, любое действие может быть освящено и стать частью практики. Например, в Шактисангама-тантре описывается, как мужчина-садхака, повторяя мантру, наблюдает за своей шакти, когда она сидит на качелях, купается, смеется или спит, и это тоже тантрическая садхана! И Освобождение становится не бегством, но обретением сверхъестественного могущества и бессмертия в этом мире.

Олег Соколов и реконструкторы

В связи с делом Соколова стал обсуждаться сам феномен исторической реконструкции. Некоторые даже призывают запретить реконструкторское движение, видя в нем причину случившейся трагедии («доигрался в Наполеона»).
Заметим, что люди интересовались историей всегда, но историческая реконструкция возникла относительно недавно и далеко не во всех странах, ведь что-то не слышно про реконструкторов из Пакистана или Буркина-Фасо. Похоже, само ее происхождение связано с феноменом «конца истории» в богатых странах «золотого миллиарда» и примыкающих к ним (в России, несмотря на все нытье про «нищету», население живет не так уж и бедно). Битвы все отгремели, новых не предвидится, мир, по выражению Макса Вебера, расколдован, а людей приручили и загнали в огромные мегаполисы-муравейники, где материальных благ и комфорта в таком изобилии, что людям прошлого и не снилось. Но настоящего, живого Нomo Sapiens с горячей кровью такое унылое существование офисного животного душит, его тошнит от этих сказок про «успех» и «карьеру». И историческая реконструкция становится своего рода отдушинойCollapse )

Олег Соколов – человек из прошлого

Обычно не слежу за криминальной хроникой, но дело Олега Соколова меня взволновало. Все же редко в раздел криминальных новостей попадают мои коллеги-историки, тем более такие известные. Раньше с удовольствием слушал лекции Соколова в интернете. Поражали не только его глубокие познания, но и увлеченность личностью Наполеона и наполеоновскими войнами. Было такое впечатление, словно он только что вернулся из Египетского похода или прибыл с поля Аустерлица. Приходилось слышать, что Соколов, или Сир, как его величали поклонники, считает себя перевоплощением великого корсиканца. Такие личности, действительно, заставляют верить, что реинкарнация это больше, чем вымысел. Меня вообще привлекают люди, которые живут в наше время, но душой принадлежат к другим, более благородным и ярким эпохам.
Collapse )

Мои любимые тантры

Кого-то привлекают тонкости философии кашмирского шиваизма или тайны южноиндийской шривидьи. Что же касается меня, что в данное время мое внимание всецело захватывают тексты, созданные в XVI–XVIII вв. в северо-восточной Индии, в Ассаме и Бенгалии. К их числу принадлежат такие тантры, как Йогини-, Чиначара-, Гандхарва-, Гуптасадхана-, Майя-, Ниласарасвати-, Пхеткарини- и Йони- и, конечно, Бриханнила-тантра, которой я сейчас непосредственно занимаюсь. В этих тантрах не найти утонченных философских доктрин, и написаны они на достаточно простом языке. Зато вряд ли в мировой литературе можно отыскать тексты, столь превозносящие женское начало. В их основе лежат культы таких могущественных и грозных женских божеств, как Кали и Тара, а особое место занимает ассамская богиня Камакхья, чье святое место расположено в Ассаме. Этим богиням поклоняются через вамачарский ритуал, включающий эротические обряды, в центре которых оказываются земные женщины, выступающие формами богинь. Collapse )