Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Categories:

Неплохо очень иметь пять мужей

Известно, что героиня Махабхараты, прекрасная Кришна Драупади, имела пять мужей – пять братьев Пандавов: Юдхиштхиру, Бхимасену, Арджуну, Накулу и Сахадеву. В тексте это связывается со словами матери Пандавов Кунти, которые она сказала в ответ на сообщение Арджуны и Бхимы о том, что они вернулись с «милостыней», и не видела при этом свою невестку: «Наслаждайтесь ею совместно».
Иногда высказывается предположение, что это отражает реально существовавший обычай (зафиксированный в более позднее время на Тибете и в предгорьях Гималаев, где как раз женщина могла выйти замуж за двух или более братьев), однако многомужество Драупади сильно смущало уже самих героев Махабхараты, включая отца красавицы царя Друпаду, который говорит: «По моему мнению – это беззаконие, противное миру и ведам, ибо не было еще, чтобы одна (женщина) была бы супругою многих (мужчин)». На это Юдхиштхира возражает, что прецендент все-таки был: «девушка из рода Готамы, по имени Джатила, вышла замуж за семерых мудрецов».
Эпос содержит и еще одно, кроме слов Кунти, объяснение многомужества Драупади. Согласно I.157, 189, Драупади в своей прошлой жизни была дочерью мудреца, которая совершала аскетические подвиги, чтобы Шива дал ей мужа. И когда довольный ее подвижничеством бог явился к ней, он в запале произнесла слова «дай супруга» пять раз. И тогда Шива обещал, что в будущем рождении у нее будет пять мужей. В это же время Пандавы – это пять Индр, воплотившихся на земле согласно проклятию.
С другой стороны, многомужество в эпосе воспринимается и как нечто почетное и желанное. Так, Карна в ответ на предложение Дурьодханы посеять раздор между Пандавами и Драупади отвечает, что это невозможно, поскольку «желанное положение для женщин – это многомужество для одной. И его Кришна достигла, не (решится) же она разбить свое счастье» (в оригинале: īpsitaś ca guṇaḥ strīṇām ekasyā bahu bhartṛtā / taṃ ca prāptavatī kṛṣṇā na sā bhedayituṃ sukham).
У. Донигер утверждает, что в более поздние времена многомужество Драупади еще более смущало индийцев, чем во время складывания эпоса, и это привело к снижению ее образа во многих пересказах Махабхараты на санскрите и на местных индийских языках. И как пишет исследовательница, если Сита считается у современных индуистов идеалом жены, того же нельзя сказать об общей жене пятерых Пандавов. И поэтому многие дают своим дочерям имя «Сита», но немногие – Драупади.
Однако Донигер, думается, не совсем права: во многих местах Индии, прежде всего на юге (Андхра Прадеш, Тамилнаду, Карнатака), Драупади поклоняются как воплощению Адья Шакти или Кали (Драупади Амман), и в общей сложности ей посвящено около 400 храмов, расположенных как в самой Индии, так и за границей (Малайзия, Сингапур, ЮАР и др.). И почитателей богини вовсе не смущает наличие у нее пятерых мужей.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments