Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Сборник по ранней Тантре

Недавно получил из Индии сборник статей «Tantric Studies. Fruits of a Franco-German Project on Early Tantra». Такое название связано с тем, что сборник появился в результате сотрудничества Французского института Пондишерри и отделения индийских и тибетских исследований Института Азии и Африки Гамбургского университета.
Сборник содержит восемь статей, у некоторых из них совершенно узкая тематика, например, про использование системы бхутасанкхья (когда числа записывались именами существительными) в предписаниях, касающихся строительства храмов и установления образов божеств. Мое внимание же привлекли три работы.
Среди них статья Доминик Гудолл и Харунаги Исааксона, посвященная «ритуальному синтаксису» ранних направлений тантрической традиции. Крайне интересно узнать, как в ранних текстах, таких как «Нихшвасататтва-самхита» и «Брахмаямала-тантра», использовались такие термины и понятия, как анга-мантры, мандалы, пурашчарана, дикша, какое место и время предписывалось для совершения тантрических ритуалов. Надо сказать, что прогресс в тантрологии в последние годы связаны именно с переводом и изучением этих двух вышеупомянутых текстов.
Затем, статья Д. Гудолл «Как таттв тантрического шиваизма стало 36. Свидетельство “Нихшвасататтва-самхиты”». Известно, что на 25 таттв классической санкхьи было «надстроено» еще 11 дополнительных элементов. Автор показывает, что различные слои НШС позволяют проследить стадии развития концепции 36 таттв, и каким образом первоначально понимались дополнительные таттвы.
Наконец, интересная работа Юдит Торжок «Появление алфавитной богини Матрики в ранних шиваитских тантрах». Мы узнаем, что сначала энергия, содержащаяся в буквах и словах, приписывалась самому Шиве, но затем она была персонифицирована как богиня Матрика, чье имя первоначально обозначало, вероятно, сам алфавит. Садхака должен отождествить каждую букву со своими собственным телом. Тот, кто осознает равнозначность между телом, буквами и онтологическими уровнями вселенной, достигает освобождения. В текстах шайва-сиддханты появляется мужской коррелят Матрики – Шабдараши. Одновременно в шактистских тантрах мы встречаем другую алфавитную богиню Малини, представляющую алфавит, выстроенный в особом порядке. Различные гомологизации развиваются вокруг этих божеств, которые также начинают ассоциироваться с рядом богинь-матерей. Согласно «Сваччханде», тело Матрики состоит из восьми Матерей, включая гласные, пять групп согласных, полугласные и сибилянты. Абхинавагупта описывает отношения между Шабдараши, Матрикой и Малини в своей «Тантралоке». Для описания союза Шабдараши и Матрики он использует слово saṃghaṭṭa, «трение». Затем он использует double entendre («двойное значение»), чтобы объяснить, каким образом Матрика, упорядоченный санскритский алфавит, в котором гласные и согласные (рассматриваемые как семена и женские органы) разделены, становится Малини, алфавитной богиней, в котором согласные и гласные смешаны: Матрика становится bhinnayoni («разделенным лоном»), а также «имеющей согласные разделенными».

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments