Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Полюбить богиню

С давних пор людей очаровывали истории любви смертных мужчин и божественных женщин. У древних греков герой Пелей сочетается браком с нимфой Фетидой, прежде вступив с ней в схватку, а Одиссей делит ложе с гостеприимной Калипсо. В преданиях народов Средней Азии мужчины часто становятся избранницами волшебных красавиц – пери, и от этих союзов рождаются необыкновенные дети. Впрочем, эта область знает и истории несчастной любви: Гильгамеш отвергает любовь сладострастной Иштар, а величайший герой Ирландии Кухулин остается равнодушным к чарам богини войны Морриган.
Индийская мифология также знает подобные сюжеты. Первую в индийской литературе разработку сюжета о любви смертного к богине представляет собой гимн-диалог Ригведы X.95. Здесь перед нами предстает гордая и прекрасная небожительница – апсара Урваши, которую безуспешно пытается вернуть назад брошенный ею супруг – царь Пуруравас. Четыре года назад Пуруравас и Урваши прожили счастливо на земле, и у них родился сын, однако из-за того, что Пуруравас нарушил существовавший между ними договор, небожительница покинула царя. Теперь Пуруравас умоляет ее вернуться и даже угрожает совершить самоубийство, на что Урваши отвечает:
О Пуруравас, ты не должен ни умереть, ни исчезнуть,
Злые волки не должны тебя загрызть!
Ведь не бывает дружеских отношений с женщинами,
У них сердца гиен (X.95.15).
В последующей литературе встречаются немало историй, связанных с отношениями смертных мужчин и апсар.
Своеобразное развитие эта тема получила в индуистской Тантре. Многие тантрические тексты содержат описания практик, позволяющих посвященным адептам завоевать любовь не только земных красавиц, включая женщин царских кровей, но и различных категорий сверхъестественных существ женского пола. Так, «Какачандешвари-мата» содержит очень длинное описание целого ряда магических пилюль, которые позволяют сделаться привлекательным для божественных женщин (якшини, йогини, гандхарви и даже самой богини Бхайрави) и обрести способность удовлетворить их любовные желания. Это связано с обрядами магического «привлечения» (ākarṣaṇa) или подчинения женщин (strī-vaśya), в том числе и якшини (yakṣiṇī-sādhana), которая затрагивается в текстах по тантрическому колдовству. В «Расарнаве» описывается предназначенная для этой цели магическая пилюля, именуемая amara-sundarī («божественная красавица»).

Изображение: «Пуруравас и Урваши» (автор – Рави Варма).

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments