Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Победитель смерти

Стремление к победе над смертью присуще индийской культуре с самых ее истоков. Подобное мы встречаем и в других культурах древности, например, в месопотамской (знаменитый эпос о Гильгамеше).
Мы приносим жертву Триямбаке
Благоухающему, усиливающему процветание.
Как тыква от (своей) ножки,
Я хотел бы избавиться от смерти – не от бессмертия!
Так гласит Махамритьюнджая-мантра (mahāmṛtyuṃjaya mantra, букв. «мантра великого победителя смерти»), одна из самых священных мантр, встречающаяся впервые в Ригведе (VII.59.12) и повторяющаяся в Тайттирия-самхите Черной Яджурведы (I.8.6) Это мантра Трьямбаки – одной из форм Рудры, позднее отождествленного с Шивой. Согласно преданию, именно благодаря этой мантре провидец Маркандея обрел вечную молодость. Когда бог смерти Яма пришел за Маркандеей, из Шивалингама, которого обнял провидец, явился Великий бог, и Яма остался без добычи.
Атхарваведа наполнена заговорами на долголетие, причем нормальным скоком человеческой жизни считалась жизнь «в сто осеней» (т. е. сто лет). Для заговоров характерно обращение к смерти в различных ее обликах: к царю умерших Яме (yama), к Смерти как к таковой (mṛtyu), к Концу (antaka) и к Гибели (nirṛti). Смерть восхваляют и заговаривают ее.
В ведийских текстах бессмертие ассоциируется со священным напитком сомой, а в более поздней индийской мифологии средством одолеть смерть становится амрита (amṛta), добытая в результате пахтания океана богами и асурами. Правда, это относительное бессмертие, потому что в индийских преданиях боги, хоть и обладают огромной продолжительностью жизни, все равно смертны.
Но если у богов есть амрита, то способность оживлять умерших посредством особого магического заклинания приписывается наставнику асур Шукре (Ушанасу, олицетворение планеты Венеры) уже в Мбх. Согласно изложенному здесь мифу, боги получают это заклинание от Качи, сына наставника богов Брихаспати, ставшего учеником Шукры (Махабхарата I.71–72).
В текстах индуистской Тантры утверждается, что искусством воскрешать мертвых могут овладеть и люди, и дается соответствующая мантра, например, в Йогини-тантре (I.7.10(2)–14) В тантрических и аюрведических текстах mṛta-sañjīvanī часто именуется вино.
В легенде о Джаландхаре из Падма-пураны, которой я сейчас занимаюсь, рассказывается, что в битве богов и асур Океан победил и пленил Яму, благодаря чему живые существа перестают умирать. Так продолжалось, пока владыка асур Джаландхара правил миром.
Подобные сюжеты о временном заточении божества смерти встречаются в мифах и сказках различных народов мира. Например, в древнегреческой мифологии хитрому царю Сизифу удалось заковать и продержать в плену несколько раз бога смерти Танатоса, в течение которых ни один человек не расстался с жизнью. Во многих сказках описывается, как солдат (кузнец, мужик) перехитрил смерть, посадив ее в мешок.

Subscribe

  • Деви-махатмья. Аудио. Глава 6.

    Работа по озвучке самого популярного священного текста почитателей Богини продолжается, и вот уже готова шестая глава!

  • Подслушано у Дробышевского

    Капитализм и потребительство чернильными пятнами расползаются по планете. Станислав Дробышевский, антрополог

  • Полюбить богиню

    С давних пор людей очаровывали истории любви смертных мужчин и божественных женщин. У древних греков герой Пелей сочетается браком с нимфой Фетидой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment