Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Categories:

О женах своих и чужих

Известно, что индуистские «книги закона» (дхармашастры) призывают строго блюсти святость брачных устоев. При этом целомудрие фактически требуется лишь со стороны женщины. В то время как мужчина не только мог иметь множество жен, но и вступать в любовные отношения с рабынями (dāsī) и блудницами (veśyā), в жизни женщины мог быть только один мужчина – ее муж. Воспевается верная и послушная мужу жена (pati-devā – «почитающая своего мужа как божество»). «…за измену мужу жена порицается в мире, возрождается в утробе шакала и мучается от ужасных болезней», – гласят «Законы Ману» (9.30). В этом же тексте бичуется особая склонность женщин к «разврату» (9.14–15) и указывается на необходимость охранять их от «дурных наклонностей» (9.5).
В вамачарской Тантре с присущей ей тенденцией объявлять (в рамках ритуальной практики) запретное разрешенным, а низкое – высоким, переворачивается и эта установка. Хотя, заметим, авторы тантрических текстов по-разному относятся к возможности совершения обрядов со своей и чужой женой. Зачастую предпочтение отдается именно чужой жене или свободной женщине (Камакхья-тантра 3.59; Каулавали-нирная 8.39; Меру-тантра 10.322; Кали-тантра 4.14; 7.28; 8.10; КВТ 10.20–21). В МТ (11.17) говорится о почитании собственного избранного божества (sveṣṭa-devatām) в кругу «чужих лиан» (parakīya-latā-cakre), т. е. чужих жен. Такая позиция объясняется тем, что супружеская любовь никогда не дает такого накала страсти, как «незаконная связь». Только такой «тайный союз» способен вызвать прорыв к подлинно инициатическому опыту. Особое развитие данная тема получила у ранних кришнаитов, на примере Кришны и Радхи прославлявших любовь к «чужой жене» (parakīya-rati). Как пишет М. Элиаде, «в знаменитых бенгальских дворах любви проводились диспуты между вишнуитскими почитателями паракийи и защитниками супружеской любви, свакийи – и последние всегда оказывались в проигрыше». В Шактисангама-тантре (II.13.85–86) сказано даже, что отказывающийся от ритуальной практики с чужой женой попадает в ад. В этой тантре принадлежащие к четырем варнам женщины, изменяющие своим мужьям, получают пышные имена и эпитеты богинь (II.15.55–60). Наибольшее внимание уделяется брахманке, именуемой Куласундари (II.15.55; II.37.66; IV.4.53).
В Бриханнила-тантре (8.38–43) рассказывается, что однажды Вишну в лесу деодаров увидел мудрецов, пьющих вино и предающихся любви с чужими женами. Возмущенный Вишну обратился к Шиве и спросил, какая участь ожидает этих «обнаженных глупцов». На это Шива ответил, что, повторяя гаятри Кали, мудрецы очистились от прегрешений и достигнут освобождения. Другая версия этого мифа приводится в Чиначара-тантре (5.16–32). Если в БНТ идет речь о гаятри Кали, то здесь упоминается мантра махавидьи Угратары и следование чиначаре. И если в БНТ приводится текст гаятри, то в ЧЧТ мантра Угратары не раскрывается, а вместо Вишну фигурирует Брахма. Сказано, что благодаря наслаждению с чужими женами и питью вина мудрецы обладают большую заслугу, чем заслуга совершения ашвамедхи.
Что касается майтхуны с собственной женой, то в одном месте в ШСТ о таком варианте говорится как о крайнем случае, когда нет больше никаких женщин (II.13.106), а в другом она запрещается вообще (II.37.53). Исключение делается для виры и его жены (II.15.34–37). В Махакала-самхите сказано, что тантрик должен совершать обряд со собственной женой, если не доступна чужая. В других тантрах своя и чужая жена как бы уравниваются в правах (Бриханнила-тантра 6.21; 8.31, 112; Гуптасадхана-тантра 4.3; Йони-тантра 1.14). Наконец, существуют тексты, где майтхуна с чужой женой запрещается. В Бриханнила-тантре (4.105) подобная пракрика допускается только как мысленный обряд. В Маханирвана-тантре какие-либо отношения с чужой женой запрещены (8.40). Но при этом описывается такая форма брака, как шайва. Этот брак может заключаться как на всю жизнь, так и на время проведения чакры – группового тантрического обряда. При браке шайва не действуют ограничения, связанные с возрастом и кастовыми различиями (9.267–282). Кроме того, в этой тантре описывается гарбхадхана – обряд зачатия ребенка, совершаемый супругами (9.94–116).

Subscribe

  • 24 июля – Гуру-Пурнима

    Известно, сколь значимой в Индии всегда являлась фигура гуру. Известно высказывание: «От гнева Шивы спасает гуру, но от гнева гуру не спасет и Шива».…

  • Тантра и экология

    Думаю, что тантрическое мировоззрение, чьи истоки уходят в глубину тысячелетий, вполне созвучно взглядам современных радикальных защитников…

  • Деви-махатмья. Апараджита-стути

    На этот раз мы поговорим о пятой главе этого великого произведения, в которой боги, угнетаемые асурами-братьями Шумбхой и Нишумбхой, взывают к Деви,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment