Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Сухой закон по-брахмански

Позднее эта брахманская, жестко антиалкогольная позиция была зафиксирована в нормативных текстах, именуемых дхармашастрами. Авторы дхармашастр сурово осуждают любое употребление спиртных напитков, а не только злоупотребление ими. Немало проклятий в адрес алкоголя содержит МнДхШ, у нас известная под неудачным, берущим начало от первых английских переводов, названием «Законы Ману». В тексте МнДхШ сура (surā, общее наименование для напитков любой крепости) именуется «грязным отбросом зерна», и представителям трех высших варн строго воспрещается ее пить (11.94). В особенности этот запрет касается брахманов, для которых ритуальная чистота наиболее важна (11.95–97). Брахман, пристрастившийся к хмельным напиткам, превращается в шудру (11.98). Наряду с этим дается две классификации этих напитков: во-первых, сура делится на гауди (gauḍī) пайшти (paiṣṭī) и мадхви (madhvī). Что касается их состава, то гауди это напиток типа рома, изготовленный из патоки сахарного тростника, пайшти это рисовая водка, а мадхви – это напиток из меда (ср. русская медовуха) или цветов мадхуки [Законы Ману 1992: 322]. Во-вторых, в следующей шлоке упоминаются два вида алкогольных напитков: madya (по-видимому, более крепкие) и surāsava (менее крепкие, вроде пива). Ниже упоминается еще один вид – варуни (vāruṇī) (11.147), это опьяняющий напиток, изготовленный из патоки и цветов растения тала [Законы Ману 1992: 323].
Употребление алкоголя (именно употребление, а не только алкоголизм как болезнь) в МнДхШ относится к числу пяти великих грехов (mahāpātaka) (9.235; 11.55), наряду с такими преступлениями, как убийство брахмана и прелюбодеяние с женой гуру. В другом месте пьянство также причисляется к группе десяти пороков, порожденных желанием (7.47), при этом оно, вместе с игрой в кости, женщинами и охотой, выделяется в четверку наихудших среди этих десяти (7.50). О подобных группах пороков выше уже шла речь.
Отдельно МнДхШ касается темы женщин-пьяниц. Для такой женщины нельзя совершать обряд возлияния воды (5.90). Также пристрастие жены к спиртному названо в числе оснований, по которым мужчина может взять другую жену (9.80).
Для мужчин же за употребление алкоголя полагается наказание: клеймение (знак продавца спиртного) и изгнание из варны (9.236 – 239). От наказания, впрочем, можно освободиться, если пройти через искупительные обряды, например, выпить воспламененный напиток (11.91–93, 147). Даже простое прикосновение к алкоголю требует искупления (11.147–148). Впрочем, дваждырожденных и покаяние не избавляет от уплаты царю высокого штрафа (11.240). Но даже если поклонник зеленого змия избежит земного суда, то ему все равно грозит небесная кара: в будущей жизни он приобретает черноту зубов (11.49). Еще более худшая участь ожидает брахмана-пьяницу: ему придется перерождаться в телах червей, насекомых, питающихся навозом птиц и вредоносных животных (12.257).
Однако, как нам известно, МнДхШ являлась не сводом реально действующих законов, а только теоретическими построениями брахманов. Другие имеющиеся в нашем распоряжении источники позволяют сделать вывод о том, что в реальности дела обстояли совершенно иным образом, и употребление алкогольных напитков было широко распространено.
Subscribe

  • Васанта-Наваратри: 12-21 апреля

    Вот и начался праздник Васанта-Наваратри, или Чайтра-Наваратри, приходящийся на светлую половину месяца чайтра. От всей души поздравляю всех, кто…

  • В Петербурге

    Обожаю бывать в Петербурге, куда раньше ездил на научную конференцию, а на этот раз меня ожидала встреча с читателями. Встреча прошла в форме беседы…

  • Гуптасадхана-тантра. Глава 6

    Аудиопрочтение, слушать 👂12:13 мин. 🔺 Благословенная Парвати сказала: О Шива, о Шанкара, о Владыка, о Высший повелитель, мне поведай О том, как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments