Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Cвященная нагота

Наиболее важные божества тантрического пантеона, такие Кали, Тара и Чхиннамаста, изображаются обнаженными. При описании их внешности в текстах постоянно встречается слово digambara, букв. «облаченный в стороны света», т. н. обнаженный. Это указывает на то, что божество совершенно выходит за пределы имени и формы и является полностью трансцендентным, а его могущество безгранично («метафизическая нагота»). Отличительной чертой тантрической садханы является то, что человек не просто почитает божество, но он сам ощущает себя божеством и воспринимает как божество своего партнера (если речь идет об обряде, который совершает пара). Как сказано в Йогинихридая-тантре: nādevo devam arcayet («да не почитает бога тот, кто сам не является богом»). Поэтому неудивительно, что по вамачарским тантрам разбросаны предписания для участников обоих полов совершать ритуал в обнаженном виде. Нагой мужчина воплощает Шиву, а нагая женщина становится олицетворением первозданной Шакти, «Шакти без покровов». Нагота символизирует женщину, лишенную своей индивидуальности, абсолютную женщину, Богиню во плоти.
Причины этого многие исследователи видят в том, что Тантра берет свое начало из архаичных представлений и обрядов аграрной магии, когда человеческая сексуальность связывается с плодородием земли, отсюда танцы нагишом и оргиастические праздники, призванные пробудить силы природы. Можно вспомнить также перинатальную психологию Станислав Грофа: в таком случае нагота выражает стремление вернуться в лоно любящей матери. Недаром в Гуптасадхана-тантре (1.10; 2.10; 8.19) говорится о том, что адепт должен раствориться в теле Богини. Положительное восприятие наготы в тантризме обусловлено и большой значимостью, придаваемой в нем телу. Несомненно также восприятие обнаженного тела как объекта наслаждения, что отвечает знаменитой тантрической формуле бхукти-мукти (bhukti-mukti), «наслаждение и освобождение». Неслучайно в тантрах в некоторых местах воспевается красота женского тела при помощи приемов, заимствованных из классической санскритской поэзии (kāvya). Наконец, не будем забывать о трансгрессивной роли наготы. В любом человеческом обществе нагота в той или иной степени табуирована, и индийское общество на всех этапах своей истории не является исключением. Поэтому само совлечение с себя одежды символизирует переход в иной мир, где отсутствуют запреты, действующие в повседневной жизни.

Subscribe

  • Тантра и экология

    Думаю, что тантрическое мировоззрение, чьи истоки уходят в глубину тысячелетий, вполне созвучно взглядам современных радикальных защитников…

  • Деви-махатмья. Апараджита-стути

    На этот раз мы поговорим о пятой главе этого великого произведения, в которой боги, угнетаемые асурами-братьями Шумбхой и Нишумбхой, взывают к Деви,…

  • Деви-махатмья. Глава первая

    Началась аудиопостановка самого священного текста для почитателей Шакти - Деви-махатмьи! Прошу любить, жаловать и слушать!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments