Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Проблема происхождения Тантры

Праистория тантрической традиции уходит вглубь тысячелетий, в ней нашли отражение представления, присущие человечеству на раннем этапе его развития. Существует мнение, что историю тантризма из-за скудости источниковой базы невозможно написать . Однако имеющиеся в нашем распоряжении данные позволяют утверждать, что в организованном виде эта традиция возникла в IV–V вв. Известный историк религий и этнолог Мирча Элиаде писал про тантризм, что это «мощное религиозно-философское движение <…> появившись в IV веке нашей эры, начиная с VI века приняло масштабы общеиндийской моды» . Американский индолог Дэвид Уайт дает более позднюю дату происхождения Тантры: VI–VII вв. Если же говорить о географии, то Тантра возникла на северо-востоке Индии (Ассам, Бенгалия и Орисса), северо-западе (Кашмир) и затем распространилась на юг (Тамилнаду и Керала) .
Некоторые исследователи противопоставляют тантрическую традицию Ведам, ариям и брахманизму. Они считают, что появление Тантры явилось народной реакцией на насаждаемую сверху брахманскую ортодоксию, а также контрнаступлением верований и обычаев аборигенных, неарийских племен на кастовую идеологию индоариев. Такого мнения придерживаются М. Элиаде и Нарендра Натх Бхаттачарья, при этом если первый делает акцент на этническом аспекте, то второй – на социальном . Первый русскоязычный автор, написавший о Тантре, фантаст Иван Ефремов, назвал ее «древнейшей философией дравидов Индии» . Георг Ферштайн, отвергающий теорию арийского вторжения, указывал только на социальный аспект: «Тантра <…> была движением низов. И многие, если не большинство, из ее первых приверженцев происходили из самых нижних слоев общественной пирамиды Индии – рыбаков, ткачей, охотников, уличных торговцев, прачек» . Французский индолог Андре Паду полагает, что к формированию Тантры привело соединение двух потоков: первого, народного и более связанного с землей, и второго, интеллектуального. Результатом этого соединения стало появление на окраинах мира брахманской ортодоксии небольших инициатических и крайне трансгрессивных групп, которые, однако, впоследствии стали социализироваться, завоевывать большее число приверженцев и одновременно приобретать более умеренные черты. Тантра постепенно стала распространяться, смягчая свой характер и в то же время обогащаясь. «Брахманизируясь», она «тантризовывала» индуизм и превращалась в некоторых отношениях в его тайную основу .
К числу «прототантрических» течений обычно относят пашупатов, капаликов и каламукхов. Пашупаты поклонялись богу Шиве в образе Пашупати («владыки животных»). Название «капалика» происходит от слова kapāla «чаша, изготовленная из черепа», которую носили с собой приверженцы этого течения. А слово «каламукха» буквально означает «черное лицо», оттого что каламукхи ставили черную отметку на лбу – символ отречения от мира. Приверженцами данных течений были странники, отвергшие жизнь в обществе и любые ограничения в пользу духовной свободы, свои «непристойные» обряды они совершали в том числе и на местах кремации (шмашанах) . Прямыми потомками этих течений являются агхори, которые, впрочем, в наши дни весьма малочисленны .
Впрочем, есть и противоположная точка зрения, согласно которой истоки тантризма содержатся в Ведах, при этом делается акцент на элитарном характере Тантры и на том, что ее священные тексты написаны на санскрите. Такого мнения придерживались Джон Вудрофф и Рене Генон . Кстати, сами адепты Тантры не отвергают полностью авторитет Вед, они признают их ценность, однако, по их мнению, ведийская обрядность, являвшаяся эффективной в первые три юги, в Кали-югу теряет свою действенность, и единственным путем к освобождению становится путь Тантры. Как сказано в одной из тантр: «В течение трех [предыдущих] юг – крита и т.д. – путь Вед имел силу; в кали-югу же – лишь каула, остальные пути бесполезны» . Роль Тантры рисуется в мессианских тонах: «В кали-югу Океан Кулы затопит океан сансары <…> Поэтому в кали-югу – лучшее время – по милости Шакти» .
Добавим, что в процессе своего исторического развития Тантра не оставалась чисто индийским феноменом. Буддийская Тантра распространилась в Тибете, в Монголии и даже достигла Японии. Из Южной Индии она проникла в Камбоджу, а из Ориссы в Индонезию (здесь соседствовали буддийская и индуистская формы тантризма). Следы тантрической культуры заметны еще на Бали .

Азбука Тантры
Subscribe

  • Гуптасадхана-тантра. Глава 9

    Аудиопрочтение, слушать 👂17:15 мин. Глава девятая 🔷 Шива сказал: Теперь я поведаю, о Дханаде, подательнице всех совершенств, Почитая которую, о…

  • Брачный поединок

    В мифологических сказаниях народов мира популярен сюжет о борьбе мужчин за обладание женщиной, однако иногда мужчине приходится сходиться в…

  • Франция: бумажный путч

    Во Франции до сих пор не утихает шум вокруг обращения группы бывших и действующих офицеров, наполненного гневными инвективами против «понаехавших» и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment