Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Богиня в обличье хмеля

Если в камашастрах, художественной литературе и искусстве хмельные напитки воспеваются, но все же они остаются в сфере мирского, то в Тантре (прежде всего, в вамачаре) их употребление становится частью религиозно-мистического ритуала. Это и не удивительно, потому что Тантра обращается к самым глубоким, архаичным слоям, а употребление алкоголя издавна являлось частью обрядов плодородия и погребальных обрядов [Bhattacharyya 2005: 140–141]. Вино (madya) называется в числе пяти элементов важнейшего тантрического обряда панчамакара (элементов, чье название начинается с m), наряду с mudrā (поджаренное зерно, выполняющее роль афродизиака), matsya (рыба), māṃsa (мясо) и maithuna (соитие). А. Паду обращает внимание, что это более поздний список, а в самых древних текстах упоминается только madya, māṃsa и maithuna [Padoux 2010: 200].
Тантрические тексты наполнены восхвалением вина. Например, в КТ (X–XIII вв.) утверждается, что одним лишь созерцанием вина можно очиститься от всех грехов, а одного только обоняния его аромата достаточно, чтобы обрести плод сотни жертвоприношений (5.38). Сказано, что «тем, кто пьет вино, очищенное мантрой и предложенное гуру и богу, больше не придется сосать грудь матери (mantra-pūtaṃ kula-dravyaṃ guru-devārpitaṃ <…> ye pibanti janās teṣāṃ stanya-pānaṃ na vidyate [Kularnava Tantra 2017: 194])». Как мы видим, здесь вино именуется kula-dravya (букв. «предмет кулы»).
Согласно НТ, благодаря питью вина обретаются восемь сиддхи и высшее освобождение (11.9) [Каула 2004: 252].
О благоприятном влиянии (при правильном употреблении) вина на человека идет речь в МНТ (XVIII в.) (11.105–109). В частности, «Смертные, которые пьют вино, сосредоточив мысли и следуя в точности предписаньям, подобны бессмертным на земле (samyag-vidhi-vidhānena su-samāhita-cetasā pibanti madirāṃ martyā amartyā eva te kṣitau)» (11.108, цит. по: [Mahanirvana-tantra 1952: 481]).
В то же время существуют и тантры, где употребление вина порицается и запрещается. К их числу принадлежит КВТ: автор этого текста, живший на востоке Индии, придерживается социально-консервативных, пробрахманских позиций [Bhattacharyya 2005: 86; Goudriaan 1981: 82–83]. В КВТ (10.22–23(1)) сказано, что вино можно было пить в первые три юги (сатья-, трета- и двавара-), а в кали-югу это делать нельзя, более того, употребление алкоголя приравнивается к убийству брахмана (na madyaṃ prapibed <…> kali-kāle kadācana / pītvā pītveti vacanaṃ satya-tretādi sammatam // pītvā madyaṃ kalau <…> brahma-hatyā pade pade [Kālīvilāsa Tantra 1917: 24]).
Женщина, подверженная пьянству (śauṇḍī), упоминается иногда в списках женщин, подходящих для тантрической практики (например, НуТ 14.1). Про такую женщину сказано: «Та, которая в соитии сидит на садхаке и просит чашу вина, она, прекрасная, рожденная в любой касте, зовется шаунди» (цит. по: [Каула 2004: 268]).
Алкоголь отождествляется с божествами. Согласно КТ (5.40), в наслаждении вином пребывает иччха-шакти, в его сущности – джняна-шакти, во вкусе – крия-шакти, а в вызываемом им блаженстве – высшая (parā) шакти. Далее сказано, что вино это бог Бхайрава, вино это Шакти (madyan tu bhairavo devo madyaṃ śaktiḥ) (5.77), или что вино это Шакти, а мясо это Шива, вкушающий же это – сам Бхайрава (surā śaktiḥ s'ivo māmsaṃ tad-bhoktā bhairavaḥ svayam) (5.79) [Kularnava Tantra 2017: 195]. Другая тантра, ТБТ (6.1), утверждает, что вино представляет собой форму Сундари [Каула 2004: 130]. А в МНТ говорится, что «вино это [сама] Тара в виде жидкости» (surā dravamayī tārā) (11.105), и также оно именуется богиней Варуни (11.110) [Mahanirvana-tantra 1952: 480, 481]. Садхака представляет соединяющимися в сосуде с вином Бхайраву и Деви (dhyātvaivamubhayaṃ tatra sāmarasyaṃ vicintayet) (8.169) [Ibid.: 294]. Также, согласно КП (58.7), увидев сосуд наполненный вином, следует поклоняться Махамайе [Калика-пурана 2017: 253]. В МЧТ Васиштха встречает Будду, развлекающегося в обществе прекрасных женщин и пьющего вино [Каула 2004: 196].
Отождествление вина с Богиней присутствует уже в пуранических текстах, в частности, в мифе о Махишасурамардини. В ДМ (VI–VII вв.) в числе даров, преподнесенных богами Деви, явившейся из их сияний (tejāṃsi), упоминается сосуд с вином (surayā pāna-pātram), который дарит Кубера (2.30). Из комментаторов Чатурдхари указывает, что под surā здесь следует понимать амриту, а Сараю Прасад Шарма толкует данное слово как kādambarī (о значении этого слова речь шла выше) [Durga Saptasati 2012: 218; Saptashati-sarvasvam 2001: 144]. И непосредственно перед убиением Махиши Богиня потягивает сладкое вино (madhu) (3.34, 38) [Деви-махатмья 2018: 46, 50]. Согласно словарю Апте, одно из значений слова madhu это «a sweet intoxicating drink, wine, spirituous liquor» [Apte 1922: 420]. Парджитер переводит это слово как «mead», Cвами Джагадишварананда – «wine», Кобурн – «nectar». Бхаскарарая указывает, что питье божественного вина означает, что Богиня пребывает в проявлении Махалакшми (на его комментарий ссылается и Свами Джагадишварананда) [Coburn 1988: 47; Devi Mahatmyam 1969: 50; Durga Saptasati 2012: 277; The Markandeya-puranam 2015: 373]. Схожие эпизоды встречаются в Девибхагавата-пуране (V.9.19, 53–55, ср. I.12.39; X.12.22) [Девибхагавата-пурана 2018, III: 34, 66] и КП (60.120) [Калика-пурана 2017: 273]. И в поэме на бенгали «Чондимонгол» (XVI в.) Ганга упрекает Богиню в безнравственном поведении: «Женщина, а сражалась, демонов убивала, пила вино на поле брани» (цит. по: [Мукундорам 1980: 144]).
В описаниях различных форм Кали также упоминается, что она пьет вино или кровь, держа чаши из черепов, наполненные вином или кровью, или то, что она опьянена вином. Сиддхакали пьет кровь из черепа, который богиня держит в левой руке. Гухьякали и Ракшакали (которую иногда называют Махакали) потягивают вино. Шмашанакали носит череп, наполненный вином в правой руке и считается постоянно опьяненной. По мнению Д. Кинсли, опьянение Кали указывает на измененное состояние сознания, возможно, на нисхождение освобожденного сознания, в котором преодолены все ограничения [Кинсли 2008: 120].
Наряду с этим вино широко используется в поклонении божествам, женщинам и йони. В КамТ (3.32; 6.8) вино упоминается среди предметов (upacāra), преподносимым на пудже богине Камакхье. Рассказывается, что в сатья-югу представители всех варн поклонялись богине подношением молока, гхи, меда и паяса (рисовой каши на молоке), в трета-югу – только гхи, в двапара-югу – меда, а в кали-югу для этих целей необходимо использовать вино (5.72–73) [Kāmākhyātantra 2017: 59]. Согласно этой тантре, подлежат осмеянию те садхаки, которые поклоняются Кали и Таре без вина (6.3–4). В СЧТ (2.134, 136) алкоголь служит подношением Шиве, а в ТТ (2.24) – Таре. В Йони-тантре (3.13; 5.27; 7.9, 33) и ТТ (2.25) вино активно используется в ритуале почитания йони – женского лона [Каула 2004: 216, 223, 229, 232]. Кроме того, оно применяется в магии для того, чтобы приворожить женщину (СЧТ 5.48).
В то же время в священных текстах Тантры называются необходимые условия для ритуального употребления вина. Оно обязательно должно быть очищено рецитацией над ним мантры (КТ 5.76). Согласно МНТ (8.169), садхака должен освящать вино благовониями, цветами и мантрой, которая начинается пранавой и заканчивается словом namaḥ (oṃ ānanda-bhairavāya namaḥ и oṃ ānanda-bhairavyai namaḥ). Кроме того, вино освящается Пашади-трика-биджей (aṃ hrīṃ kroṃ svāhā) (8.170) [Mahanirvana-tantra 1952: 295]. В КВТ (10.24) утверждается, что обряд очищения вина был действенен только в сатья- и трета-юги, в кали-югу же он утратил эффективность, а поэтому нельзя пить вино (satya-tretā parārdhe tu prajapan madya-śodhanam / na kalau śodhanaṃ madyaṃ nāsti nāsti <…> // na kartavyaṃ kalau madya-pānañca [Kālīvilāsa Tantra 1917: 24]).
Cогласно КамТ (6.10), если в кали-югу человек, получив посвящение в мантру Кали или Тары, не принимает вина, то он становится падшим (kālikā-tāriṇī-dīkṣaṃ gṛhitvā madya-sevanam / na karoti naro yas tu sa kalau patito bhavet [Kāmākhyātantra 2017: 63]). КТ предписывает, что вино следует вкушать вместе с шакти, а иначе обряд не принесет плода (11.10). Также для этого необходимо разрешение гуру или его родственников, если садхака живет с ними в одном населенном пункте (11.21) [Kularnava Tantra 2017: 268, 269]. Само ритуальное употребление вина связано с определенным этикетом. В частности, нельзя пить вино из использованного сосуда или остатки вина. Во время питья нельзя ходить или вести какие-либо разговоры (11.19, 22–23, 30–33) [Ibid.: 269, 270].
В БНТ (XVII–XVIII вв.) также утверждается, что при употреблении алкоголя над ним следует обязательно читать мантру; в случае же вкушения неосвященного мантрой вина положено искупление (amantrita-surā-pāne prāyaścittaṃ vidhīyate) (5.26) [Brihan Nila Tantra 1938: 39]. В подтверждение этого приводится мифологическая история о Шукре и Кали. Шукра, духовный наставник (guru) асур, некогда совершал джапу ради обретения совершенств (siddhi) и при этом пил вино (āsava). И хотя он занимался джапой мириады кальп, но так и не смог достичь результата. Потеряв надежду, Шукра бросил джапу и подумал о любовных наслаждениях с женщиной. Тогда его навестила прекрасная апсара Урваши, и они предались любви. В момент, когда у Шукры изверглось семя (на санскрите śukra, здесь обыгрывается тождество этого слова с именем Шукра), он осознал, что в его неудаче виновато вино, и тогда наложил на него проклятие. По прошествии ста лет к Шукре явилась богиня Кали и спросила его, почему он проклял вино. Гуру асур вознес гимн Великой богине и затем рассказал о том, что с ним произошло. Кали заметила, что в фиаско, постигшем Шукру, виновато не вино, а то, что он не читал над ним мантру. Вино же, освященное мантрой, дарует сиддхи. По словам богини, брахман должен пить вино подогретым из железного, серебряного или золотого сосуда (5.27–47) [Ibid.: 39–40].


Subscribe

  • Гуптасадхана-тантра. Глава 3. Аудио

    Аудиопрочтение, слушать 👂4:32 мин. 🔺 Благословенная Парвати сказала: О Бог богов, о Махадева, дарующий своим почитателям освобожденье, Твоей…

  • Многоликая "Рамаяна"

    Всем известно сказание о Раме, Сите и Ханумане, но лишь немногие знают, сколь много версий у этого сюжета, как в самой Индии, так и за его пределами.…

  • Деви-махатмья. Глава 1.

    А вот и моя лекция по первой главе Деви-махатмье, прочитанная в минувшее воскресенье.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments