Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Categories:

Франция и ислам

Возможно, у кого-то после событий последнего времени сложилось впечатление, что французы категорически не приемлют мусульманскую религию и культуру, равно как и мусульманам чуждо все французское. Однако история взаимоотношений Франции и мусульманского мира как раз говорит об обратном.
Первой европейской державой, с которой наладила дружественные отношения Османская империя, была именно Франция. Произошло это во время правления Сулеймана Великолепного в 1535 г., когда между обоими странами союзный договор, направленный против доминировавших на Европейском континенте Гасбургов. Османы в эту пору находились в зените могущества, их государство в Европе называли не иначе, как «Блистательной Портой».Русский публицист Иван Пересветов написал  «Сказание о Магмет-салтане», где представил Порту в образе идеального государства. Это потом уже в отечественной историографии распространился миф об ужасном османском деспотизме, угнетавшем «братские» славянские народы.
Одновременно с договором Сулейман подписал и так называемые капитуляции – торговое соглашение с Францией, согласно которому французские купцы получили право свободно вести торговлю во всех владениях султана. Англия и Голландия сумели добиться подобных прав для своих коммерсантов только в начале XVII в.
Дружеские отношения с Францией сохранялись до конца XVII в., то есть более двухсот пятидесяти лет. Когда султан Селим III (1789–1807) поставил своей целью модернизацию армии, то в качестве инструкторов были привлечены именно французские офицеры. В 1781 г. именно под руководством инженеров из Франции был построена крепость Измаил, которая в 1790 г. будет взята войсками Суворова.
Развитие экономических и политических связей привело к культурному взаимодействию. Одним из отцов европейского исламоведения стал француз Гийом Постель, автор работы «О согласии во всех землях» (1544), в которой он писал о точках соприкосновения между исламом и христианством, за что ученого обвинили в симпатиях к мусульманству. Драматург Пьер Корнель в трагедии «Сид» (1636) представил мавров в образе благородных противников. В начале XVIII в. выходит французский перевод сказок «Тысячи и одной ночи» – это был первый перевод на европейский язык этих знаменитых сказок вообще. В этом же столетии во Франции распространяется мода на турецкий стиль в одежде, архитектуре и мебели. Пришедший из Турции напиток кофе и рогалик круассан (по-французски «полумесяц» как напоминание о символе мусульманства) становятся атрибутами образа жизни настоящего француза. А любовницу короля Людовика XV маркизу де Помпадур в шутку называют «султаншей». Одновременно французская культура начинает завоевывать сердца мусульман. Когда в Османской империи появились первые газеты, то первоначально они выходили на французском языке, и только  затем стали издаваться на турецком.
Традиция франко-османских отношений была нарушена только после Великой революции по вине Наполеона, который предпринял попытку завоевания Египта в 1798 г. Однако, заметим, что этот шаг Наполеона была направлен не против Османов, а Англии: Бонапарт мечтал о базе для похода на Индию, по стопам своего кумира Александра Македонского. Прибыв в Египет, французский полководец декларировал всемерное уважение к исламу, и мусульманское духовенство объявило его «любимцем пророка». Отсюда пошла легенда о том, что Наполеон принял ислам. Это, конечно, не так, но известно, что позже в разговоре с Гете Бонапарт встал на защиту ислама и пророка Мухаммеда, выступив здесь против своего соотечественника, известного деятеля Просвещения Вольтера. Также известно наполеоновское высказывание о том, что Европа это кротовая нора, и что только на Востоке происходят великие революции и рождаются великие империи.
В дальнейшем отношения Франции и Османской империи не раз претерпевали изменения. Наиболее известным эпизодом их сотрудничества можно назвать совместное участие в Крымской войне (1853–1856) против России. После этой войны Османы, чьи финансы оказались в расстройстве, обратилась за займами в том числе к зловещим для кого-то до сих пор Ротшильдам.
В XIX в. Франция, встав на путь широкой колониальной политики, создает в Африке свою империю. Заметим, что при всех эксцессах, связанных с этими завоеваниями, и «цивилизаторских» замашках, французам все же оставалось чуждо расистское высокомерие англосаксов.
Интересный факт: известно, что организации ультраправых, называемые лигами, возникшие во Франции в начале 30-х годов в рамках тогдашнего правого поворота в Европе, активно вербовали в свои ряды арабов, как в колониях, так и проживавших в самой метрополии. Причем лозунги тогдашних правых радикалов находили отклик в арабской среде. Антиарабские настроения среди французских правых появляются только во время Алжирской войны (1954–1962).
В наши дни немало коренных французов симпатизирует исламу и мусульманам, а некоторые даже принимают мусульманскую веру, идя по стопам своих соотечественников: философа-традиционалиста Рене Генона, писателя и публициста Роже Гароди и всемирно известного океанолога Жака-Ива Кусто. На последних выборах мэра Парижа снова победила социалистка Анн Идальго, из всех кандидатов наиболее либерально относящаяся к мусульманам-иммигрантам. Одновременно во таких крупных городах, как Лион, Бордо, Страсбург, Безансон, Пуатье и Тур, преуспела партия «зеленых», также дружески настроенная по отношению к мусульманам. Именно представители этой партии подвергли резкой критике последнюю речь Макрона. В избирательных списках этой партии мне доводилось видеть немало явно арабских фамилий.  Также будущее все же за сотрудничеством, а не за раздуванием ненависти.








 
Subscribe

  • Франция: бумажный путч

    Во Франции до сих пор не утихает шум вокруг обращения группы бывших и действующих офицеров, наполненного гневными инвективами против «понаехавших» и…

  • "Обитель тайн"

    Недавно имел удовольствие познакомиться со сборником стихов Екатерины Нильской «Обитель тайн». Автор сборника живет в Волгограде, среди почитателей…

  • Аристократизм и профессия

    ...аристократизм отвергает профессиональную работу, - она ограничивает свободу и ведет к торговым отношениям. Аристократическое неприятие никакого…

Comments for this post were disabled by the author