Однако заметим, что этот пятиричный обряд не возник в готовом виде, и в более ранних тантрических текстах о панчамакаре вообще речи не идет. В знаменитом сочинении Абхинавагупты «Тантралока» (29.98), относящемся к X в., упоминается «триада последней губной» (oṣṭḥyāntyatritaya), то есть три m. Джаяратха уточняет, что это выражение означает madya, māṃsa и maithunа. Таким образом, рыба (matsya) появилось позже как своего рода добавление к мясу (māṃsa), а вкушение зерен (mudrā) – как необходимая прелюдия к ритуальному соитию, поскольку, как считается, зерна играют роль афродизиака.
Из триады, упомянутой в «Тантралоке», наибольшим значением и древнейшим происхождением обладают, вероятно, madya и maithunа. Именно вино и оргиастический секс являлись двумя компонентами архаичных культов и празднеств, на основе которых и зародилась Тантра. Мясо пришло позже, когда с распространением вегетарианства его употребление в пищу начало рассматриваться как нечто трансгрессивное. На первоочередное значение этих двух элементов указывает и Чиначара-тантра (3.3), где сказано: pradhānaṃ dvayamevāsmin madirā yoṣideva tu («Женщина и вино являются двойной основой этого [пути]»).
