Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Тантры и веды

Тантрики по-разному решают вопрос о соотношении авторитета вед и тантр. Те из них, кто использует в своей религиозной практике методы пути «правой руки» (dakṣiṇācara), всецело признают авторитет вед и признают авторитетными лишь же тантры, которые ни в малейшей степени не противоречат ведийским установлениям. Именно такова позиция Девибхагавата-пураны. Согласно этой пуране (VII.39.27–32), для членов трех высших варн (брахманов, кшатриев и вайшьев) можно следовать лишь тем предписаниям тантр, которые не противоречат ведам, а полностью принимать содержащиеся в тантрах учения могут лишь те, кто не имеет права изучать и читать ведийские тексты (т. е. женщины, шудры, неприкасаемые и иноверцы-млеччхи). Более протантрическую позицию занимает Махабхагавата-пурана (8.77–78), где сама Богиня заявляет: «Агамы и веды есть две мои руки, которыми я поддерживаю вселенную целиком <…> Если же кто-то из-за невежества нарушает [предписания] этих двух, он, несомненно, выпадает из моих рук». Тантрики же, придерживающиеся пути «левой руки» (vāmācara), отдают явное предпочтение авторитету тантр. Они вовсе не отвергают вед, но просто считают, что знание, содержащиеся в них, является низшим по отношению к мудрости тантр. Об этом прямо сказано в Куларнава-тантре (2.7–8), где путь вед (ведачара) оказывается низшим из семи ачар, а самым высоким из них представляется каула. В той же тантре утверждается, что в Крита-югу надлежит следовать шрути, в Трету – смрити, в Двапару – пуранам, а в Кали – агамам (тантрам). Ведийские мантры, эффективные в первую югу, в Кали-югу утрачивают свою действенность, подобно змеям, у которых вырвали ядовитые зубы, и на их место приходят тантрические мантры (Маханирвана-тантра 2.14–15).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments