Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Кошачья богиня в Индии

Кошки – удивительные создания, и в сознании многих народов они издавна были окружены мистическим ореолом. Многие, я полагаю, слышали о древнеегипетской богине веселья Баст, которая изображалась женщиной с головой кошки. Но далеко не все знают, что в разных уголках Индии до сих пор почитается Шаштхи – богиня, чьим символом и спутницей является кошка.
В древности Шаштхи была грозным божеством, представляющим опасность для маленьких детей, а затем она, наоборот, стала благожелательной богиней-покровительницей беременных женщин и новорожденных. Когда-то Шаштхи представлялась с головой или мордой кошки, теперь же кошка (прежде всего, черная) выступает ваханой (ездовым животным) богини.
Богине Шаштхи посвящена 46-я глава девятой книги Девибхагавата-пураны. Имя богини, обозначающая «шестая», здесь толкуется как составляющая одну шестую часть полной Пракрити. Согласно излагаемому здесь преданию, Шаштхи воскресила ребенка царя Приявраты, сына Сваямбхувы Ману, и за это он учредил ее культ на земле. В Девибхагавате даются предписания почитания богини, включая ее мантру. Добавим еще, что здесь она выступает супругой Сканды (в более ранней версии она была одной из кормилиц этого воинственного божества).
Ныне поклонение Шаштхи совершается прежде всего на шестой и двадцать первый дни после рождения ребенка, а также на шестой день светлой половины каждого месяца. Богине преподносят вареный рис, бананы, сладости и прочее. Шаштхи умилостивляют, чтобы дети были крепкими и здоровыми. Кроме того, к этой богине обращаются бесплодные женщины, желающие иметь детей. Таким образом, Шаштхи это шакти в ее предельно материнском аспекте.
Культ Шаштхи имеет свои региональные особенности. Например, бенгальцы в честь нее на шестой день светлой половины месяца джьештха отмечают праздник Аранья-Шаштхи (Джамаи-Шаштхи). Кроме того, в Бенгалии культ Шаштхи сближается с культом богиней змей Манасы, о чем свидетельствует и Девибхагавата, где эти божества объединяются в одну группу.



В одной из бенгальских сказок повествуется о младшей из семи невесток богача, которая, будучи прожорлива, время от времени воровала съестное, а потом сваливала вину на черную кошку, и несчастное животное в наказание били. Кошка пожаловалась богине Шаштхи, чьей ваханой она являлась, и та обещала отомстить. Когда младшая из жен родила сына, кошка в ту же ночь похитила его и отнесла к богине. То же самое она проделала позднее с шестью другими рожденными молодой матерью мальчиками. В итоге несчастной матери пошла дурная слава: одни говорили, что она не смотрит за своими детьми, другие — что она чародейка, пожирающая новорожденных. В следующий раз у нее родилась девочка. На этот раз молодая женщина решила непременно поймать похитителя, и всю ночь охраняла новорожденную. Когда кошка появилась и схватила ребенка, мать вступила с ней в схватку и поранила ее острым браслетом. Кошка все же унесла девочку, но мать бросилась за ней в погоню, находя путь по каплям кошачьей крови. Так она оказалась в обители богини Шаштхи, где увидела своих сыновей весело играющими у ног богини, а маленькую дочь — у нее на руках. Шаштхи объяснила ей, за что она была так жестоко наказана, и повелела просить у кошки прощения. Помирившись с кошкой, мать обещала богине, что отныне она будет совершать в ее честь особый обряд. Вернувшись затем с детьми домой и облагодетельственная богиней, молодая мать стала учить всех женщин поклоняться Шаштхи.
В тантрах мне не доводилось встречать упоминание Шаштхи, зато кошачья тема здесь все же нашла свое проявление. Так, в Бриханнила-тантре Кали отождествляется с черным котом. Сказано, что, увидев кота или еще некоторых животных и птиц, следует совершить поклонение богине и прочитать указанную в тексте мантру.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment