Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Categories:

1 мая – Багаламукхи Джаянти

Сегодня отмечается день явления Багаламукхи. Эта махавидья изображается облаченной в желтую одежду прекрасной женщиной на павильоне посредине океана, правой рукой замахивающейся палицей на нападающего на неё асуру, а левой держащей этого асуру за язык. Воплощает силу подавления и замораживания. Из воплощений Вишну ассоциируется с Курмой (Черепахой).
В Шактисангама-тантре (IV.6.1–9) так рассказывается о явлении Багаламукхи:

Благословенная Богиня сказала:
О Владыка богов, я желаю услышать о том, почему Багала появилась.

Благословенный Шива сказал:
Некогда, в Крита-югу, о Богиня, когда разбушевался ураган,
Погибель, [грозящую] всей вселенной с движущимся и неподвижным,
Видя, о Владычица богов, Вишну был встревожен.
Тогда к подвижничеству в сиддха-кунде по названью Харидра он мыслями устремился.
Сам Питешвара занимался джапой, погружался в созерцанье
И совершал поклонение Шри на протяжении семисот миллионов юг.
Довольная его подвижничеством, Матерь Великая Шри Трипура,
Увидев озеро Харидра, в его водах забавам предалась.
Это озеро под названьем Махапита до сих пор в явном виде пребывает на земле.
В Саураштре там в явном виде Матерь Багала живет,
И сияние, испускаемое Шривидьей, распространяется повсюду.
Приходящиеся на вторник четырнадцатые лунные сутки, в то время как [Солнце в созвездии] Козерога,
А [Луна] в благоприятном доме, известны как Ночь героя.
В их полночь обитающая в озере Пита,
Владеющая знанием об оружии Брахмы , [Багала] появилась на свет, вводящая в оцепененье.
Ее мощь и могущество Вишну связаны меж собою как диск и отраженье.
Так возникла великая стрела, именуемая оцепененьем, о Махешвари.
существуют и другие легенды о явлении Багалы. Согласно одной из них асура по имени Мадан вредил людям, используя полученное им благодаря подвижничеству «совершенство речи» (vak-siddhi), т.е. все, что бы он не говорил, сбывалось. Тогда боги обратились за помощью к Багаламукхи, и та остановила асуру, схватив его за язык и этим лишив дара речи. Но прежде чем она умертвила его, он смиренно попросил, чтобы люди поклонялись ему вместе с ней, и богиня согласилась. Поэтому Багалу изображают вместе с асурой. В другой легенде проголодавшаяся Парвати долго упрашивала Шиву дать ей еды, однако бог игнорировал просьбы супруги, будучи погружен в занятия йогой. В конце концов богиня положила Шиву в рот с намерением его сожрать. Тогда из ее тела стал выходить дым. А Шива сказал ей, что женщина, проглотившая своего мужа, будет известна как Багала, а дым, изошедший из нее – как богиня Дхумавати. Таким образом, в первой легенде Багала связывается с Вишну и играет роль спасительницы мира, схожую с ролью аватаров Вишну. Вторая легенда подчеркивает ее способность парализовать и останавливать. Что же касается третьей легенды, то здесь Багала выступает в роли супруги Шивы.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments