Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Символизм Луны в индуистской Тантре. Часть 2

Луна как метафизический символ

В сложных философских системах, появляющихся на поздних этапах развития индуистского тантризма, триада Луна, Солнце и Огонь, о которых выше уже шла речь, полностью утрачивают свое первоначальное природное значение и обретают статус абстрактных символов. Как пишет А. Авалон, «данные понятия не имеют ничего общего с огнем небесных светил в трех мирах рождения и смерти а представляют собой технические термины мантра-шастры, обозначающие творящую Троицу» (цит. по [Авалон 2007: 297]).
Луна, или белое бинду (bindu, точка) выступает символом аспекта Шивы, высшего «Я», в то время как Огонь, или красное бинду – аспекта Шакти, а союз Шивы и Шакти представляет Солнце, или смешанное бинду. Солнце также обозначается словом kāma, а Луна и Огонь – kalā, вместе же три бинду известны как kāmakalā [Там же: 299].
Лунный символизм присутствует и в теории звуковой эманации вселенной, разработанной в кашмирском шиваизме, где самопроявление абсолюта происходит через «гирлянду» фонем санскритского алфавита (varṇa-mālā). И здесь шестнадцать частей Луны ассоциируются с четырнадцатью гласными фонемами, к которым присоединяются анусвара и висарга [Bhattacharyya 2005: 401; White 1996: 43]. amā-kalā при этом отождествляется с висаргой, фонемой, которая, присутствуя в Шиве, является источником всех прочих фонем (то есть всей Вселенной), лежа в их основе, поскольку исход (visarga) манифестации (sṛṣṭi) является вечным, вневременным. Таким образом amā-kalā связывается с несравненным (anuttara), абсолютом, Для Абхинавагупты amā-kalā также представляет собой кундалини в форме чистой энергии. Он добавляет также, что, согласно некоторым текстам, шестнадцатая kalā преобразуется в семнадцатую, из которой происходит еще восемнадцатая, совершенно трансцендентная kalā [Tāntrikābhidhānakośa 2000: 134; Tāntrikābhidhānakośa 2004: 69–70]. Подобным образом неоплатоник Ямвлих надстроил над Единым Плотина еще одно Единое, полностью неизреченное и неописуемое [Чанышев 1991: 416].
Кроме того, в теории познания кашмирского шиваизма Луна (с 16 частями) означает объект познания, в то время как Огонь (с 8 частями) – субъект познания, а Солнце (с 12 частями) – процесс познания. При этом Солнце-познание словно озаряет Луну-объект, поскольку Луна обязана своим светом Солнцу [Silburn 1975: 84].

Луна и имажинальное тело

Наконец, Луна как символ фигурирует также в представлениях йогов и тантриков об «имажинальном теле». Этот термин, предложенный Андре Паду, обозначает психоэнергетическую структуру, существующую в неразрывной связи с физическим телом, которую йогины и тантрики визуализируют в ходе своих практик (психоэнергетические каналы – нади, чакры, кундалини). Подобные представления, зачастую в весьма превратной форме, получили распространение не только среди любителей индийской культуры, но и среди академических исследователей, которые часто смешивают имажинальное тело с тонким (на санскрите sūkṣma-śarīra). Последнее представляет собой оболочку Атмана, которая, в отличие от имажинального тела, может отделяться от физического, грубого тела (sthūla-śarīra) и сопровождать Атман в процессе реинкарнации. Кроме того, тонкое тело не служит объектом визуализации [Padoux 2010: 126].
Известно, что выделяется три главных канала – нади: сушумна (центральный канал, находится внутри позвоночника), ида (слева от сушумны) и пингала (справа от сушумны). Из них ида ассоциируется с Луной, в то время как пингала – с Солнцем, а сушумна – с Луной, Солнцем и Огнем одновременно [Элиаде 1999: 292]. В Саммохана-тантре утверждается, что левосторонняя нади, т.е. ида, является «Луной», благодаря своей мягкой природе, а правосторонняя нади, т.е. пингала – «Солнцем». Поэтому в священных текстах индуистского и буддистского тантризма они и именуются зачастую просто «Луна» и «Солнце» [Элиаде 1999: 293–294]. Само название хатха-йога (haṭha-yoga) толкуется в духе эзотерической этимологии как союз (yoga) между «Солнцем» и «Луной» [Ферштайн 2002: 647]. Согласно «Горакша-паддхати» (1.75), семя соединяется с «Луной», а менструальная кровь – с «Солнцем». Йогин должен видеть их единосущность [Там же: 671].
Считается, что мужское семя имеет природу Шивы и Луны, в то время как менструальная кровь (rajas), которой в Тантре придается огромное значение – Шакти и Солнца. Семя именуется «лунным» (saumya) и оно ассоциируется с сомой, напитком бессмертия [Элиаде 1999: 293–294; White 1996: 25]. По словам Д. Уайта, мужское семя при его надлежащем использовании представляет важнейший материал и топливо для психофизиологической трансформации йогина, алхимика и тантрика на его пути трансформации тела в сверхчеловеческое и бессмертное [White 1996: 25]. Ван Гулик проводит параллель со значимостью семени у приверженцев даосизма [Гулик 2000: 378].
Также с идой отождествляется одно из двух главных жизненных дыханий – прана, в то время как с пингалой сопоставляется апана. Усилия тантрика должны быть направлены на соединение «Луны» и «Солнца», при этом ему следует не уклоняться ни в одну, ни в другую сторону, а придерживаться срединного пути [Элиаде 1999: 294–295]. Таким образом, возрождается изначальная целокупность мира, когда нет ни мужского, ни женского.
В агамах встречается термин candrārkanāśana, букв. «уничтожение Солнца и Луны». Термин обозначает остановку дыханий прана и апана, движущихся, как было указано выше, в иде и пингале. Пока дело обстоит таким образом, сознание человека направлено вовне, будучи подчинено то силе «Солнца», то силе «Луны». Поэтому необходимо, чтобы эти дыхания поднимались по сушумне, пронзая все узлы (granthi), вплоть до двадашанты, места, где и произойдет их разрушение. Это позволяет пробудить кундалини [Ферштайн 2002: 591; Tāntrikābhidhānakośa 2013: 231].
Луна занимает определенное место и в символизме чакр. Так, посредине шестилепесткового лотоса сахасрары находится белый месяц, соотнесенный с Варуной. В центре этого лотоса – биджа-мантра Вишну, а внутри пребывает сам Вишну в объятьях богини Чакини. Заметим, что свадхиштхана ассоциируется с водой, белым цветом и праной, а и то, и другое, и третье связаны с Луной [Элиаде 1999: 295–296]. В середине тысячелепесткового лотоса сахасрары находится полная Луна, в которой треугольник, где кундалини завершает свой подъем и где воссоединяются Шива и Шакти, мужское и женское [Элиаде 1999: 297]. Согласно другой версии, в сахасраре находится amā-kalā, а посредине нее семнадцатая часть Луны – nirvāṇa-kalā [Маханирвана 2003: 63].
Помимо основных чакр, иногда выделяются и другие чакры, в частности, сома-чакра, находящаяся над аджней и представляющая собой лотос с шестнадцатью лепестками [Маханирвана 2003: 63].
Символизм Солнца и Луны также используется при описании позы випарита-карани. Луна, имеющая природу амриты, пребывает в основании неба, а Солнце, имеющее природу огня, находится в области пупка. Луна, обращенная вниз, проливает нектар, а Солнце, обращенное, вверх, поглощает этот нектар («Горакша-паддхати» 2.32–33) [Там же: 677].
Согласно одной из йогических концепций, описываемых Д. Г. Уайтом, человеческое тело делится на две половины по уровню пупка. Нижняя половина отождествляется с женским началом, с Солнцем и с мужским семенем, принесенным в жертву, а верхняя половина – с мужским началом, с Луной и с семенем, очищенным до состояния амриты. Затем, нижняя часть ассоциируется с мирским существованием (pravṛtti), а верхняя – с отрешением от мира (nivṛtti) [White 1996: 38].
Йогин должен поднимать свое семя вверх по сушумне. При этом семя постепенно преобразуется в амриту, которая наполняет находящуюся в сахасраре Луну. В свою очередь, преобразование семени в нектар вызывает трансформацию тела, делая его бессмертным [Ibid.: 39–41]. Поскольку течение времени связывается со сменой фаз Луны, а «Луна» йогина отныне всегда полная, он перестает быть рабом времени [Ibid.: 42].

Итоги

Образы женских божеств изначально носили лунные черты, о чем свидетельствует Деви-махатмья. Позже индуистский тантризм заимствует из ведийской традиции представления о триаде Луна-Солнце-Огонь и о делении Луны на шестнадцать частей, носящие натурфилософский характер, а также лунно-солнечный календарь. Эти представления и этот календарь Тантра наполняет новым метафизическим и теологическим содержанием, выстраивая сложные схемы соответствий и взаимодействий. Так появляются нитьи, сначала «светлые» нитьи Лалиты, а затеми «темные» Кали. С фазами Луны связываются и махавидьи. Луна как важный символ присутствует в концепции миропроявления и теории познания. Лунный символизм также занимает значительное место в концепции имажинального тела и связанных с ней религиозно-мистических практик. И здесь находит проявление характерная для глубокой архаики гендерная полярность, когда Луна связывается с мужским началом, а Солнце – с женским, что подтверждает мнение о Тантре как о своего рода «реставрации архаики».
ЛИТЕРАТУРА
Санскритские тексты и их переводы

Деви-махатмья 2017 – Деви-махатмья. Пер. с санскр. А. А. Игнатьева. М.: Касталия, 2017.
Девибхагавата-пурана 2017 – Девибхагавата-пурана. В шести томах. Пер. с санскр. А. А. Игнатьева. М.: Касталия, 2017
Индийская лирика 1978 – Индийская лирика II–X веков. Пер. с пракрита и санскрита Ю. Алихановой и В. Вертоградовой. М.: Наука, 1978.
Йогини-тантра 2017 – Йогини-тантра. Пер. с санскр. А. А. Игнатьева. М.: Касталия, 2017.
Калика-пурана 2017 – Калика-пурана. Пер. с санскр. А. А. Игнатьева. М.: Касталия, 2017.
Каула 2004 – Каула-тантра-санграха. Антология текстов индуистской тантры. Пер. с санскр. С. С. Федорова, С. В. Лобанова. М.: Старклайт, 2004.
Махабхарата 1992 – Махабхарата. Книга первая: Адипарва / Перевод с санскрита и комментарии В. И. Кальянова / Под ред. академика А. П. Баранникова. 2-е изд. М.: Ладомир, 1992.
Ригведа 1999 – Ригведа: Мандалы IX–X. Пер. с вед. Т. Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1999.
Шактисангама-тантра 2018 – Шактисангама-тантра. Тайна союза с Шакти. Пер. с санскр. А. А. Игнатьева. Калининград: Смартбукс, 2018.
Шактисангама-тантра 2019 – Шактисангама-тантра. Явление богинь. Пер. с санскр. А. А. Игнатьева. Калининград: Смартбукс, 2019.
Упанишады 2000 – Упанишады. Пер. с санскр. А. Я. Сыркина. 2-е изд., доп. М.: Восточная литература, 2000.
Упанишады 2009 – Упанишады веданты, шиваизма и шактизма. Антология избранных упанишад. Пер. с санскрита С.В. Лобанова, С.С. Федорова. М.: Старклайт, 2009.
The Heart 2013 – The Heart of the Yogini. The Yoginihrdaya, a Sanskrit Tantric Treatise. By A. Padoux and R.-O. Jeanty. N.Y.: Oxford University Press, 2013.
Kalikapuranam 1972 – Kalikapuranam. Ed. by S. B. Shastri. Varanasi: Chowkhamba Vidyabhawan, 1972.
Mahanirvana-tantra 1952 – Mahanirvana-tantram. Bombay: Khemraj Shrikrishnadas, 1952.
Saptashati-sarvasvam 2001 – Saptashati-sarvasvam namananavidhasaptashatirahasyasangrahah. Varanasi: Chaukhamba-vidyabhavana, 2001.
Shaktisamgama-tantra 2012 – Shaktisamgama-tantra. V. 3. Sundarikhanda. Ed. and transl. by Dr. S. Malaviya. Varanasi: Chowkhamba Sanskrit Series Office, 2012.
Shaktisamgama-tantra 2014 – Shaktisamgama-tantra. V. 2. Tarakhanda. Ed. and transl. by Dr. S. Malaviya. Varanasi: Chowkhamba Sanskrit Series Office, 2014.
Yoginitantra 2012 – Yoginitantra with Hindi Commentary by Pt. Harihar Prasad Tripathi. Varanasi: Chowkhamba Krishnadas Academy, 2012.
Yoginitantra 2013 – Yoginitantra. Mumbai: Khemraj Shrikrishnadass, 2013.
Yoni Tantra 1980 – Yoni Tantra. Edited with an introduction by J. A. Schoterman. Delhi: Manohar, 1980.

Исследования и словари

Авалон 2007 – Авалон А. Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную. Пер. с англ. Д. Устьянцева. М.: Амрита-Русь / Шечен, 2007.
Бадер 1978 – Бадер О. Н. Элементы культа светил в палеолите // Древняя Русь и славяне. М. 1978. С. 40–46.
Бируни 1995 – Бируни. Индия. Пер. с. араб. А. Халидова и Ю. Завадовского. М.: Ладомир, 1995.
Гулик 2000 – Гулик Роберт ван. Сексуальная жизнь в Древнем Китае. Пер. с англ. А. М. Кабанова, 2000.
Индуизм 1996 – Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. М.: Республика, 1996.
Кинсли 2008 – Кинсли Д. Махавидьи в индийской тантре. Пер. В. Дмитриевой. СПб.: Академия исследований культуры, 2008.
Кобзев 1994 – Кобзев А. И. Инь Янь // Китайская философия: энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994. С. 139.
Крамриш 2017 – Крамриш С. Присутствие Шивы. Пер. П. Хрущевой. М.: Ганга, 2017.
Лосев 2009 – Лосев А.Ф., Тахо-Годи А. А. Боги и герои Древней Греции. – Харьков: Фолио, 2009.
Мифы 1992 – Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. Т. 2. М.: Сов. Энциклопедия, 1992.
Пандей 1990 – Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. Пер. с англ. А. А. Вигасина. М.: Высшая школа, 1990.
Ферштайн 2002 – Ферштайн Г. Энциклопедия йоги. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
Чанышев 1991 – Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991.
Элиаде 1999 – Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. Пер. с франц. С. В. Пахомова. СПб.: Лань, 1999.

Apte 1988 – Apte V. Sh. The Student’s Sanskrit-English dictionary. Bombay: Gopal Narayen and Co, 1988.
Beane 2001 – Beane W. C. Myth, cult and symbols in Sakta Hinduism. N.D.: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd., 2001.
Bhattacharyya 2005 – Bhattacharyya N. N. History of the Tantric Religion. An historical, ritualistic and philosophical study. N.D.: Manohar Publisher and Distributors, 2005.
Dikshit 2014 – Dikshit R. Tara Tantra Shastra. Agra: Dipa Pablikeshana, 2014.
Padoux 2010 – Padoux A. Comprendre le tantrisme. Les sources hindoues. Paris: Albin Michel, 2010.
Silburn 1975 – Silburn L. Hymnes aux Kali, La Roue des Energies Divines. Paris: de Boccard, 1975.
Tāntrikābhidhānakośa 2000 – Tāntrikābhidhānakośa I. Dictionnaire des termes techniques de la littérature hindoue tantrique. Wien: Der Oesterreichischen Akademie der Wissenschaften, 2000.
Tāntrikābhidhānakośa 2004 – Tāntrikābhidhānakośa II. Dictionnaire des termes techniques de la littérature hindoue tantrique. Wien: Der Oesterreichischen Akademie der Wissenschaften, 2004.
Tāntrikābhidhānakośa 2013 – Tāntrikābhidhānakośa II. Dictionnaire des termes techniques de la littérature hindoue tantrique. Wien: Der Oesterreichischen Akademie der Wissenschaften, 2013.
White 1996 – White D.G. The Alchemical Body: Siddha Traditions in Medieval India. Chicago: The University of Chicago Press,1996.

Subscribe

  • 21 апреля. Рама Навами

    День рождения легендарного героя Рамы, в котором воплотился сам великий бог Вишну рад уничтожения мирового зла в облике демона Раваны и установления…

  • Махишасурамардини

    Готово видео моей воскресной лекции, посвященной третьей главе Деви-махатмьи и развитию образа Махишасурамардини. На этот раз лекция оказалась…

  • Гуптасадхана-тантра. Глава 7

    Аудиопрочтение, слушать 👂5:43​ мин. Глава седьмая 🔺 Благословенная Богиня сказала: О Повелитель бхутов, о почитаемый миром, о радеющий о спасении…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments