Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Categories:

Все женщины твои проявления

В Деви-махатмье (11.7) в гимне Нараяни небожители обращаются к Богине: «Все науки твои частичные проявления <…> и все женщины в мирах» (vidyāḥ sаmаstās tаvа <…> bhеdāḥ striyаḥ sаmаstāḥ sаkаlā jаgаtsu). Эта идея, ставшая краеугольным камнем шактистского мировоззрения, получает развитие в Девибхагавата-пуране, где дается детальная классификация различных форм божественного женского начала (IX.1.13–137). Вверху находятся пять высших форм: «пять богинь знания в их полном проявлении» (paripūrṇаtamāḥ pañсa vidyā devyāḥ) (IX.1.59), к которым относятся богини Дурга (IX.1.14–21), Радха (IX.1.44–57), Лакшми (IX.1.22–28), Сарасвати (IX.1.29–37) и Савитри (IX.1.38–43). Ниже их находятся воплощения, делящиеся на три разряда: aṃsha-rūpāḥ (частичные воплощения), kalā-rūpāḥ (более мелкие воплощения), kalāṃsha-rūpāḥ (воплощения, являющиеся частями частей). К aṃsha-rūpāḥ принадлежат богини Ганга (IX.1.60–64), Туласи (IX.1.65–70), Манаса (IX.1.71–77), Девасена (Шаштхи) (IX.1.78–82), Мангалачандика (IX.1.82–86), Кали (IX.1.87–92) и Васундхара (Земля) (IX.1.93–95). К kalā-rūpāḥ относятся младшие женские божества, выступающие олицетворением каких-либо качеств, состояний, элементов ритуала, явлений природы. Среди них Сваха (олицетворение ритуального возгласа), Дакшина (олицетворение одного из священных огней), Дикша (посвящение), Свадха (ритуальный возглас), Ратри (ночь), Мритью (смерть) и многие другие (IX.1.97–136). Третий и последний разряд, kalāṃsha-rūpāḥ, включает все обычные, «небожественные» существа женского пола во всей вселенной (IX.1.137). Отсюда проистекает характерное для шактизма почтительное уважение к женщинам, ибо, как сказано, пренебрежением к женщине наносится обида самой Богине (IX.1.138).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments