Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Каково число чакр?

Мы привыкли считать, что чакр всего семь, однако дело обстоит намного более сложным образом. В санскритских текстах нигде не говорится именно о семи чакрах. Такое известное сочинение, посвященное чакрам, как «Шат-чакра-нирупана» (глава из «Шри-Таттва-чинтамани» Пурнананды Гири, XVI в.), описывает шесть центров, и само слово ṣaṭ на санскрите значит именно «шесть». Седьмой центр, сахасрара, обычно «выносится за скобки» как находящийся вне тела. В других текстах и школах принято самое разное количество чакр. Прежде всего, отметим, что сами представления о чакрах возникли и развивались исторически на протяжении длительного времени. В «Йога-сутрах» Патанджали (II в. до н. э. – IV в. н. э.), древнейшем и авторитетном тексте по йоге, и в комментарии на «Йога-сутры» Вьясы (IV в. н. э.) упомянуты пупочная чакра, лотос сердца, центр в голове и на кончике носа, причем они служат местами для концентрации и никак иначе (например, они не связываются с поднятием кундалини). В более поздних текстах число чакр увеличивается, и появляются их более детальные описания. В Девибхагавата-пуране, которую я переводил, помимо шести общеизвестных чакр я встретил упоминания о кайласа-чакре и родхини-чакре, находящихся выще аджня-чакры (VII.35.46). В «Каула-джняна-нирнае» сказано, что существует восемь центров, которые остаются неназванными, и в этом же самом тексте упомянуты «лотосы» с 100, 10 миллионами, 15 миллионами, 30 миллионами и даже одним миллиардом лепестков. Шиваиты помещают над сахасрарой еще один центр, именуемый двадашанта, а в южноиндийской школе шривидья выделяется девять чакр, начиная с акулападмы. В 1958 г. в Кашмире была обнаружен манускрипт, содержащий описание двенадцати чакр. Вот их названия в нисходящем порядке: 1) бхрамара, 2) сахасрадала, 3) пурна-гири-питха, 4) аджня, 5) балават, 6) вишуддха, 7) анахата, 8) манас, 9) манипура, 10) кундалини, 11) свадхиштхана, 12) адхара. Называются расположение каждой чакры и количество лепестков. Наконец, тибетские буддисты весьма скромны в подсчете чакр, насчитывая всего пять таких центров: в макушке головы, горле, сердце, пупке и области гениталий. В других буддийских сочинениях сказано насчитывается четыре центра.
Чакры очень понравились западным любителям индийской мудрости и йоги. Подлинным создателем системы семи чакр является теософист Чарльз Ледбитер (1854–1934), который отдал предпочтение именно семи, потому что теософисты выделяли это число среди прочих священных чисел. Отсюда же теософистская концепция семи тел человека, хотя в индуизме речь идет только о пяти оболочках (kośa) или же трех телах (śarīra), но никогда – о семи. Начиная с Ледбитера чакры «обросли» на Западе массой собственных выдумок, измышлений и самодеятельных «практик», вроде «чакрового дыхания» или «прокачки» той или иной чакры. С отдельными чакрами стали связывать работу разных органов человеческого тела, особенности характера человека и его заболевания, чего мы совершенно не найдем в оригинальных индийских источниках.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments