Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Categories:

Рожденный от йогини

В традиционном обществе каждый шаг человека был освящен обрядами, тем более такой важный, как зачатие ребенка. Соответствующий обряд, именуемый garbhadhāna (букв. «размещение зародыша»), восходит к ведийским временам и носит общеиндуистский характер. Соответствующие заговоры содержатся в Атхарваведе. «Вишну пусть приготовит лоно, Тваштар пусть украсит формы! Пусть вольет Праджапати (семя)! Дхатар пусть положит зародыш тебе!» (V.25.5).
Что касается Тантры, то, как правило, тантрическая майтхуна имеет сугубо религиозно-мистическое значение и не преследует цели зачатия ребенка, по крайней мере, в текстах об этом не говорится. Тем не менее тантризм не мог обойти эту тему стороной. Обряд garbhadhāna в его тантрической форме описывается в Маханирвана-тантре (9.107–116). Здесь мужчина, прикасаясь к различным частям тела женщины, должен совершать джапу различных биджа-мантр. Например, прикасаясь правой рукой к ее голове, он должен рецитировать сто раз кама-биджу (klīṃ), прикасаясь к подбородку – сто раз вагбхава-биджу (aiṃ), к горлу – двадцать пять раз рама-биджу (śrīṃ) и так далее, а также освящать мантрой свой лингам, после чего следовало соединение. Однако этот обряд остается в рамках санскар – обрядов жизненного цикла и не относится к собственно мистической практике. Что же до последней, то в кашмирской традиции существует представление о yoginī-bhu, «рожденном от йогини», то есть ребенке, зачатом в ходе ритуала родителями, обладающими высоким мистическим уровнем. Мужчина и женщина, совершающие этот ритуал, должны быть полностью свободны от обычных человеческим эмоций и привязанностей и ощущать себя божествами. Как пишет Абхинавагупта в «Тантралоке» (29.162–163): «Тот, чье тело зарождается в утробе во время такого союза, именуется “рожденным от йогини”. Он – сам Рудра, обладатель знанья (tādṛṅmelakakalikākalitatanuḥ ko ‘pi yo bhavedgarbhe / uktaḥ sa yoginībhūḥ svayameva jñanabhajanaṃ rudraḥ)». Согласно преданию, сам Абхинавагупта был появился на свет именно благодаря подобному обряду melaka, в ходе которого его родители погрузились в самадхи.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments