Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Зачем нужна трансгрессия в Тантре

Ритуал Тантры левой руки, то есть Тантры в ее изначальной форме, основан на трансгрессии, то есть на нарушении общепринятых норм и социальных условностей. Вкушая вино и мясо, поклоняясь низкокастовым женщинам и блудницам как проявлениям Шакти и вступая с ними в ритуальные любовные отношения, тантрики словно смеются над брахманской моралью с ее благостностью и ригоризмом. Для чего это было надо? Исследователи, занимавшиеся изучением тантризма, по-разному отвечали на этот вопрос. Близкий к индийским марксистам Н. Н. Бхаттачарья видел в Тантре социальное движение протеста низов против элиты. Интересно, что в регионах Индии, где тантризм пустил глубокие корни, были сильны, как в Бенгалии, или сильны до сих пор, как в Керале, левые силы. Другие, как Димок, напротив, рассматривали тантрический ритуал как нечто древнеримских сатурналий или средневекового европейского карнавала: да, здесь нарушаются общепринятые установки, но лишь на время и лишь для «выброски пара», так что, в конечном итоге, Тантра не подрывает устоявшийся социальный порядок, а только служит его укреплению. Однако не все исследователи рассматривают тантризм исключительно в социальном плане. Дэвид Уайт в своей книге «Поцелуй йогини» видит в тантрической трансгрессии нечто вроде «духовной технологии» использования телесных флюидов для «ecstatic psychic flight». Четвертую точку зрения представляет Мюллер-Ортега, по мнению которого никакой трансгрессии в тантризме и нет, а соответствующие предписания в текстах надо понимать сугубо иносказательно, прежде всего, как описания практик, связанных с подъемом кундалини. Эта позиция завоевала популярность прежде всего среди современных индийских ученых, которые лезут из кожи вон, чтобы избавиться от всех элементов собственного культурного наследия, которые кажутся им «непристойными» и «дискредитирующими», а поэтому прячут тантризм, как и «Камасутру», куда подальше. Однако исторические свидетельства и наблюдения ученых не подтверждают утверждений Мюллер-Ортеги и прочих «символистов». Наконец, еще есть Дэвид Кинсли, чья точка зрения близка Бхаттачарье, однако Кинсли больше делает ударение не на социально-экономическом аспекте, а на психологическом. Трансгрессия здесь оказывает способом разрушения давящей и ограничивающей социальной идентичности, включая кастовую систему.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments