Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Categories:

Идея множественности миров в индийской мысли

В Махабхарате есть поразительный эпизод, описывающий восхождение Арджуны на небеса. Перед нами открываются картины неизмеримого величия: «…те сияющие (тела), которые отсюда мы наблюдаем в виде звезд и которые, хоть и огромны, из-за удаленности своей (кажутся) крошечными, как огоньки светильников, увидел Пандава во всей красе их, я ярком свечении…» (III.43.29–30).
Разумеется, я далек от фантазий о том, что древние индийцы совершали космические полеты. Для этого потребовалась бы технологическая база, следы которой давно были бы обнаружены археологами. Однако данный эпизод из Махабхараты позволяет судить о том, что индийцы, видимо, путем умозрения еще до н. э., когда складывался великий эпос, пришли к выводу о необъятности просторов Вселенной, огромных размерах звезд и множественности миров.



Индийская космогония, разумеется, развивалась постепенно. В ведах мы видим представления о трилоке (triloka), включающей небо, землю и подземный мир. Замечу, что подобная концепция тройственности мира встречается у самых разных народов, включая жителей Крайнего Севера. Впоследствии стало выделяться семь высших и семь нижних уровней мироздания. При этом следует отметить, что термин loka обозначает вовсе не отдельное небесное тело (как ошибочно переводят в книгах издательства «Бхактиведанта Бук Траст», где часто упоминаются «духовные планеты» и «материальные планеты»), а один из высших уровней одного и того же мироздания (бурлока (земля), бхуварлока, сварлока, махарлока, джаналока и сатьялока). Понятие же «мироздание» обозначается термином brahmāṇḍa (букв. «яйцо Брахмы»), а понятие «небесное тело» (т. е. Луна, Марс, Венера и т. д.) – термином graha. Брахманда представлялась в образе шара, включающего все уровни и имеющего полный набор живых существ, начиная с высших богов.



Первоначально, видимо, считалось, что существует только одна брахманда, но потом утвердилось мнение, что их безграничное множество, как и управляющих ими богов. В шактистской Девибхагавата-пуране (III.4.36) сами боги признают: «Мы видели здесь во вселенной другого Хари, другого Шиву и другого Лотосорождённого, исполненного общирной мощи, и кто знает <…> сколько их существует в иных мирах?» В другой шактистской пуране, Махабхагавата- (3.3), сказано: «та Махешвари является создательницей миров мириадов [Брахм, Вишну и Шив], обитающих в многочисленных вселенных, возникших из яйца Брахмы и [производящих] творение, поддержание и разрушенье». В том же произведении описывается, как пребывающие в мириадах миров (brahmāṇḍa) мириады и мириады Брахм, Вишну и Шив томятся у внутренних покоев Богини, желая её лицезреть (43.63). В Нирвана-тантре сказано, что боги Брахма, Вишну и Шива возникают из богини Кали, как пузыри воды из моря, бесконечно появляясь и исчезая и оставляя свой источник неизменным. Сравнение этих богов с Кали, как утверждается в этом тексте, подобно сравнению лужицы воды, собравшейся в следе, оставленном коровой, с водами океана. В Йогини-тантре (I.9.2–8) Шива мириады лет бродит внутри тела Великой Богини и наблюдает бесчисленное количество огромных миров, в каждом из которых есть свои Брахма, Вишну и Шива. Пораженный представшей перед его взором картиной, он утрачивает память обо всём, включая свою собственную природу.



Возможно, на развитие подобных представлений повлиял буддизм. Сам Будда, как известно, отказывался отвечать на вопрос о конечности или бесконечности мира, указывая на то, что это поможет достичь нирваны. Однако махаяне, течению буддизма, сложившемуся в I–II вв. н.э., присуща тенденция увеличивать количество мирозданий до бесконечности. В космологии махаяны получила развитие концепция, именуемая сахалока, согласно которой неисчислимое количество миров формируется в мегасистемы – сахалоки. Таких мирозданий, как утверждается в священных текстах буддизма, «больше, чем песчинок в Ганге». Каждое их них состоит из трех уровней (кама-лока – мир чувственных желаний, рупа-лока – «сфера форм», арупа-лока – «сфера без форм»).
В античном мире также были мыслители, учившие о множественности миров, например, Демокрит. Эпикур и Лукреций, однако они не составляли мейнстрима. Величайший философ античности, Платон, полагал, что мир существует в одном-единственном экземпляре. Аристотель обосновал это мнение в своей космологической концепции, согласно которой в центре находится шарообразная Земля, вокруг нее движутся сферы с планетами, включая Солнце, затем идет сфера неподвижных звезд, образующая предел мира, а за этой сферой нет ни пространства, ни времени. Именно космология Аристотеля была затем воспринята на Западе католической церковью, и поэтому спорить с этим учением долгое время было опасно для жизни и здоровья. Вспомним печальную судьбу ставшего жертвой инквизиции Джордано Бруно, который учил, что «Небо, следовательно, едино, безмерное пространство, лоно которого содержит всё, эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем — бесчисленные звёзды, созвездия, шары, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других». Лишь в XVII в. представления о бескрайности Вселенной и о множественности миров утвердилась в умах образованных европейцев. Это произошло с большим трудом, потому что господствовавшая в ту пору христианская религия с ее представлениями о линейности и уникальности исторического процесса если не полностью отвергала, то обесценивала идею множественности миров, поскольку Боговоплощение имело место только на Земле и только единожды. Как замечает Артур Лавджой: «Вся драма Воплощения и Искупления предусматривала один-единственный обитаемый мир. Если эта аксиома оказывалась отброшенной, то как следовало толковать данный догмат?» В это же время в Индии идея множественности миров никогда не вступала в конфликт с местными религиозными системами, учившими не об уникальности, а о бесконечной вариативности и повторяемости (в рамках циклизма) различных событий.
Сопоставляя вышеизложенное с представлениями современной науки, поражаешься, насколько прозорливой оказалась мысль Индии. Каким же провинциалом выглядит великий эллин Аристотель со своей сферой неподвижных звезд, напоминающим забор, которым он хотел отгородиться от бескрайней Вселенной! Когда астрономия сейчас говорит нам о том, что в нашей галактике миллиарды звезд, а во Вселенной миллиарды галактик, когда постоянно поступают вести об открытии новых экзопланет, в том числе и таких, на которых может возникнуть жизнь, как тут не вспомнить пузыри на поверхности бескрайнего океана и «песчинки на берегу Ганги»!

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment