Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

Царство женщин

В древнеиндийской литературе на санскрите разбросана отрывочная информация о Царстве женщин (strīrājya). Иследователи считают, что речь идет о местной вариации легенды об амазонках. В частности, страна с таким названием упоминается в Махабхарате (III.48.22; XII.4.7), Рамаяне (IV.43.20), Брихатсамхите (14.22), пуранах: Маркандея- (63.39), Гаруда- (гл. 60) и Сканда- (МК 39.27).
В «Джаймини-бхарате», версии событий Махабхараты, приписываемой легендарному мудрецу Джаймини, рассказывается, что когда Пандавы после битвы на Курукшетре совершали ашвамедху, Арджуна во главе войска вслед за жертвенным конем обходил земли всей Индии. С теми царями, кто осмеливался ему сопротивляться, он сражался, побеждал и подчинял власти Пандавов. В том числе, могучий герой вступил в Царство женщин и бился с его правительницей Прамилой (pramīlā). Арджуна одолел Прамилу, но между ними вспыхнуло чувство, и они поженились. Так Прамила стала пятой женой Арджуны. Эта история служит напоминанием о обычае «брачного поединка», существовавшего у некоторых народов, когда мужчина, перед тем как жениться на девушке, должен был одолеть ее в поединке.



В Камасутре (II.14.43) говорится, что в Царстве женщин распространен обычай полиандрии, когда одна женщина может иметь несколько мужей и наслаждаться с ними любовью, как вместе, так и поочередно. Это указывает на гималайские области, где полиандрия действительно существовала. Монье-Вильямс отождествляет Царство женщин с современным Бутаном.
Cогласно преданию, великий Матсьндранатх попал под власть чар женщины этой земли, и прежде всего, ее цариц Камалы и Мангалы, и только усилия его преданного ученика Горакхнатха отравтили его от любовных наслаждений и вернули к йогической практике.
От том, что легенды о Царстве женщин имели под собой основание, свидетельствует китайский паломник-буддист Сюаньцзан (VII в.). От сообщает, что к северу от Брахмапуры на территории нынешнего штата Уттаракханд (Кумаон-Гархвал), «посреди Больших Снежных гор» (т. е. Гималаев), находится страна Суфаланацюйдало (на санскрите Суварнаготра, suvarṇa это золото, поскольку здесь находятся золотые прииски), которым веками управляли женщины, и поэтому эта страна называется Восточной Страной Женщин. Муж правительницы, хотя и считается царем, не участвует в управлении государством. Тамошние мужчины занимаются земледелием и войной. Китаевед А.Г. Малявкин полагал, что эта страна действительно существовала, указывая на сообщения о направленных туда китайских посольствах. Сюаньцзан также упоминает другую подобную область, называемую «Западной Страной Больших Женщин», на острове посредине моря. В отличие от первого Царства женщин в Гималаях, здесь живут исключительно женщины. Основное богатство этого необычного острова заключается в драгоценных камнях. Н. Бхаттачарья почему-то полагает, что речь идет о Белуджистане. Впрочем, задолго до Сюаньцзана грек Мегасфен (IV–III вв. до н.э.) слышал о женщинах-правительницах в южноиндийской стране Пандья.



Образ Царства женщин в нашу эпоху стал вдохновлять некоторых индийских кинематографистов. В частности, в 1965 г. на экраны вышел фильм на телугу «Prameelarjuneeyam», в котором Прамила изображена прекрасной и яростной воительницей, ненавидящей мужчин. Она жаждет сразиться с Арджуной, однако их примиряет мудрый Кришна, произносящий речь о том, что мужчины и женщины равны. Фильм заканчивается массовым бракосочетанием: все воины Арджуны женятся на женщинах из войска Прамилы, а она сама становится женой великого героя. Кроме того, фильмы с похожим названием выходили на экраны и ранее, в 1930 и 1936 гг., но подробности об их содержании мне найти не удалось.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments