Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Женщины-гуру

Недавно получил книгу «The Graceful Guru. Hindu Female Gurus in India and the United States» (N.Y., 2004). Книга представляет собой сборник статей, авторами которых являются западные и индийские ученые. Как правило, каждая из статей посвящена отдельной персоналии. В Индии женщины никогда не стояли в стороне от духовной жизни. В Брихадараньяка-упанишаде фигурируют женщина-философ Гарги Вачакнави и Майтрейи, супруга мудреца Яджнявалкьи, которую тот посвящает в духовное знание. Женщины-гуру были известны уже в средние века, однако в XX в. начался настоящий бум, и в наши дни представительниц прекрасного пола среди духовных наставников индуизма в Индии много, как никогда, не говоря уже о западных странах. Более того, появились женщины-гуру из числа западных людей, обращенных в индуизм.
Многие из этих женщин находятся в рамках классической традиции гуру, получив инициацию от гуру-мужчин (Гаури Ма, Джаяшри Ма, Мира Ма, Гурумайи). Другие же бросают вызов традиции мужской парампары, принимаю инициацию от другой женщины или будучи «само-инициированными». В частности, Анасуя Ма приняла инициацию от старшей женщины-гуру, а Анандамайи Ма, Аммачи и Карунамайи Ма являются «само-инициированными».
Редактор сборника, Карен Печилис, обращает внимание на то, что в санскрите нет особого слова для обозначения женщины-гуру (ср. yoginī и sādhvī), хотя слово guru имеет форму женского рода gurvī, но она означает только 1) мать, 2) беременная женщина, 3) жена гуру. От себя добавлю, что в тантрической литературе встречается слово strī-guru.
Каждая из героинь книги представляет собой яркую личность, не похожую на остальных. Жившая в XVI в. Сита Деви, старшая жена Адвайты Ачарьи, стала гуру после смерти мужа по настоятельной просьбе последователей. Гаури Ма, инициированная Рамакришной, основала в 1845 г. Шри Шри Сарададеви Ашрам (назван в честь супруги Рамакришны), ставший центром помощи женщинам и существующий до сих пор. Мира Ма (Камала Редди) обосновалась в Германии, где удостаивает почитателей молчаливого даршана. Джаяшри Ма из Бенгалии была известна как медиум, чьими устами говорят Рамакришна, поэтесса Мирабаи и сама богиня Кали. Эта женщина-гуру не принимала подношений от последователей, среди которых было много обеспеченных мужчин, а сама работала учительницей младших классов. Шри Ма, считающейся перевоплощением Сарада Деви, во сне явился Рамакришна и дал ей посвящение. В 1984 г. она прибыла в Калифорнию и соединила в своем учении бенгальский шактизм с христианством. Аммачи происходит из низкой керальской касты, но это не мешает ей обнимать последователей из более высоких каст. Ма Джая Сати Бхагавати родилась в ортодоксальной иудейской семье в Нью-Йорке и «по паспорту» она Джойс Грин. Карунамайи Ма предавалась аскезе в одиночестве в лесу на протяжении 14 лет, а Гурумайи (Малти Шетти), нынешний лидер «Сиддха Йоги», ввела новые формы общения с последователями, включая ежегодное послание.
Женщины-гуру часто выходят за рамки традиционных индуистских представлений о месте женщины в обществе. Если Сита Деви родила шесть детей и стала гуру только после смерти мужа, то Анандамайи Ма вышла замуж, но брак оказался фиктивным, и муж выступал только в роли преданного ученика. Мира Ма вышла замуж за немца, о котором ничего не известно. Ма Джая Сати Бхагавати была замужем и родила трех детей, но ушла из семьи до того, как стать гуру. Некоторые из женщин-гуру вообще никогда не выходили замуж, что иногда приводило к конфликту с родственниками (в случае Гаури Ма или Аммачи) или же удалось обойтись без ссор с родней (Джаяшри Ма, Карунамайи Ма, Гурумайи и Шри Ма). В официальных биографиях женщин-гуру подчеркивается их нравственная чистота и непорочность. Их последователи-мужчины относятся к ним исключительно как к матери, на что указывает и слово «Ма», содержащееся в их титуле.
Если мы обратимся к средневековой шактистской литературе, то сама Богиня являет высочайший пример духовного наставника в Деви-гите (фрагмент Девибхагавата-пураны): здесь она наставляет богов-мужчин по всем вопросам, начиная от тонкостей метафизики и заканчивая деталями ритуала. Поэтому и все женщины-гуру прошлого и современности считаются воплощениями той или иной формы Великой Богини. Например, Сита Деви отождествляется с Лакшми, Джаяшри Ма – с Адья Шакти Кали, Мира Ма – с Адипарашакти, Карунамайи Ма – с Сарасвати, Бала Трипурасундари, Лалитой и Лакшми одновременно, Аммачи – с Деви, а Ма Джая Сати Бхагавати именуется «дочерью черной матери Кали». Завершается сборник перечнем электронных ресурсов известных современных женщин-гуру.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment