Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Categories:

Были ли женщины авторами тантр?

Существует точка зрения, что тантрические тексты создавались исключительно мужчинами. В доказательство обычно приводится то, что предписания в этих текстах обычно строятся по формуле «Садхака (мужчина) пусть делает (в оптативе) …», а женщина упоминается, прежде всего, как объект почитания. Но это только правило, которому было принято следовать при написании текстов. На самом деле мы практически ничего не знаем об авторах тантр, можно лишь сказать, что это были грамотные люди, знавшие санскрит.
Известно, что некоторые женщины владели санскритом – языком, на котором были написаны тантры. В частности, девадаси обучали священному языку богов. Более того, женщины могли быть авторами литературных произведений. В антологии санскритской поэзии «Субхашита-ратна-коше» Видьякары приводятся стихи, созданные поэтессами и называются их имена: Видья, Шилапхаттарика, Бхавака-деви, Майтришри, Раджашри, Сангхашри. В Тантре духовными наставниками могли выступать и женщины (об этом подробнее см. мою статью «Роль женщины в индуистской Тантре»). Поэтому не было ничего удивительного в том, если предположить, если авторами каких-либо тантр были посвященные женщины. Среди прочего, я предполагаю, что автором одной из частей или составителем Бриханнила-тантры могла быть образованная ассамская царица Пратхамешвари, прославившаяся своим покровительством шактистским культам. Это была главная супруга царя Шива Сингхи, правившего в начале XVIII в. По своему происхождению она была девадаси из храма Джайсагар, и первоначальное ее имя было Пхулешвари. В шактистскую традицию она была инициирована гуру Бхаттачарьей Ньяявагишей, прибывшим из Бенгалии. Став царицей, бывшая девадаси не только основала придворную школу для девочек, но и заменила своего мужа во главе государства, когда астрологи предсказали государству бедствия, если Шива Сингха продолжит управлять страной (именно тогда она и получила имя Пратхамешвари, это одно из имен Дурги). Но эта незаурядная женщина оказалась не просто «ритуальным заместителем», а как свидетельствуют источники, активно занималась и управлением государством, и храмовым строительством. В нумизматике она известна также тем, что чеканила монету, где указывалось имя ее и ее супруга. История знает примеры, когда царственные дамы активно занимались литературным творчеством. Вспомним Нур Джахан, писавшую стихи под псевдонимом Махфи (Скрытый), или Екатерину II. Почему же Пратхамешвари не могла приложить руку к составлению Бриханнилы? Подробнее по теме авторства БНТ я напишу в предисловии к готовящемуся изданию перевода Бриханнила-тантры. Хотя, разумеется, предположение об авторстве данной тантр это только гипотеза. Правду мы узнаем лишь тогда, когда будет изобретена машина времени.

Subscribe

  • Гуптасадхана-тантра. Глава 3. Аудио

    Аудиопрочтение, слушать 👂4:32 мин. 🔺 Благословенная Парвати сказала: О Бог богов, о Махадева, дарующий своим почитателям освобожденье, Твоей…

  • Многоликая "Рамаяна"

    Всем известно сказание о Раме, Сите и Ханумане, но лишь немногие знают, сколь много версий у этого сюжета, как в самой Индии, так и за его пределами.…

  • Деви-махатмья. Глава 1.

    А вот и моя лекция по первой главе Деви-махатмье, прочитанная в минувшее воскресенье.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments