Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Кришнаиты в моей жизни

Впервые с кришнаизмом я познакомился в 1992 году, когда знакомый моего отца подарил мне, тогда девятикласснику, книгу «Источник вечного наслаждения». Этот красный кирпич вскоре был зачитан мной, прирожденным любителем Индии, до дыр и до сих пор занимает почетное место в моей библиотеке. И вскоре к этой книге добавилась «Бхагавад-гита как она есть» в цветной обложке, которую я купил уже сам на книжном развале на рынке. Эта книга сыграла в моей жизни еще большую роль, потому что я впервые увидел санскритские тексты и уже тогда пробовал его изучать на свой лад: выписывал буквы деванагари и лигатуры в тетрадку, пробовал читать шлоки. Санскритскими прописями я активно занимался в школе на уроках химии, геометрии и иных ужасно скучных предметов.
С живыми кришнаитами я познакомился в 1993 году, когда учился в десятом классе. Местом проведения программ была квартира на первом этаже обшарпанного немецкого дома, находящаяся на другом конце города от меня. До сих пор помню адрес: ул. Одесская, д. 2, кв. 2. Когда я пришел туда в первый раз, то застал в этой квартире одного парня по имени Арнольд, тезку знаменитого американского актера. Арнольд меня вполне дружелюбно встретил. Как оказалось, от приехал в Калининград из Петербурга, и костяк общины составили именно питерцы. Среди них был даже офицер морского спецназа, который потом эмигрировал в Израиль.
Узнав точное время проведения программ, я в следующий раз наведался ровно к проведению мероприятия. На программе было, конечно, интересно, но подружиться с кем-то у меня не получилось, не завязалось человеческого контакта. Да и добираться на программу в воскресенье на забитом людьми троллейбусе было очень тяжело. Поэтому я побывал всего на нескольких программах на Одесской, и на этом пока все и закончилось.
Без преувеличения можно сказать, что в первой половине Девяностых кришнаиты были в центре общественного внимания. О них писали центральные газеты «Известия» и «Комсомольская правда», их показывали по телевизору. Помню, в программе «До шестнадцати и старше» прошел сюжет о кришнаитах. В Калининграде парней в шафрановых одеяниях и девушек в сари в летнее время часто можно было на улицах за проповедью и распространением книг. Калининградские кришнаиты, кроме того, еженедельно устраивали обеды «Пища для жизни» для студентов и бездомных. А когда преданные Кришны впервые решили провести большую публичную программу, весь актовый зал в историко-художественном музее на несколько сот мест оказался забит народом. И никто не пытался ограничить их деятельность, никто не устраивал нелепых судов над Бхагавад-гитой. Такие были веселые времена!
Второе мое пришествие в сообщество местных кришнаитов приходится на 1996–1998 годы. В ту пору я уже был студентом и изучал санскрит. На программы я сначала приходил в «ашрам» на конце ул. Горького, где постоянно жили двое брахмачарьев из Минска, а затем на квартиру к лидеру общины Мадхуканте дасу. Мадхуканта и его жена Рамаприя были приятными и доброжелательными людьми. От них я узнал, что за время моего отсутствия местные преданные даже пытались организовать сельскохозяйственную коммуну. У одного из активистов общины, старого холостяка, была дача под городком Мамоново, в 60 км от Калининграда. На этой даче поселилось несколько энтузиастов; даже купили корову. Однако вскоре выяснилось, что у коммунаров «руки не из того места растут» и никто из них по-настоящему не хочет заниматься сельскохозяйственным трудом. Поэтому дача осталась только как место для проведения крупных праздников. Летом 1998 года я пробыл на этой даче три дня на праздновании Кришна-джанмаштами. Все прошло, что называется, без происшествий, но к тому времени я остро чувствовал, что сообщество гаудия-вайшнавов для меня это «тепло, тепло, но не горячо». Собственно религиозная практика последователей Свами Прабхупады меня особо и не привлекала, в своей повседневной жизни я даже и не пробовал серьезно ей заниматься. Меня привлекала скорее живая плоть культуры: мифологические сказания, танцы, песни, одежда, кулинария, эротика. Будучи историком не только по диплому, но и по призванию, я тяготею именно к истории повседневности.
Последний раз я побывал на программе у кришнаитов летом 2000 года. После этого иногда общался с отдельными представителями этого сообщества. Насколько я знаю, одно время в нулевые кришнаитская жизнь в нашем регионе заглохла, но сейчас община возродилась и проводятся еженедельные программы.
Да, я не стал кришнаитом, но все же знакомство с этой средой сыграло в моей жизни огромную роль, прежде всего потому что оно послужило толчком для изучения санскрита. И поэтому с теплотой вспоминаю кришнаитов славных Девяностых и от всей души говорю им: «Спасибо!»

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments