Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Category:

20/21 марта. ХОЛИ

Холи превосходит почти все другие праздники по значимости и масштабам празднования. Он воспринимается многими как главное ежегодное торжество. Неслучайно среди индийцев популярна такая поговорка: «Саван пурнима – праздник брахманов, Дашера – день раджпутов, Дивали – вайшьев, Холи – для простонародья» [Diwali, 1988]. В настоящее время, когда многие межкастовые барьеры размыты, именно Холи воспринимается как главный общенародный праздник, хотя, как мы увидим далее, он перекликается с Дивали и как бы отражается в нем. Холи наступает в полнолуние (последний день) пхалгуна, и празднование его продолжается в первый день чайтра, что обычно бывает в марте-апреле. Это главный праздник весенне-летнего сельскохозяйственного сезона, знаменующий начало весны и с ней – надежды на новый урожай. Это до некоторой степени праздник начала полугодия, знаменующего целый сельскохозяйственный цикл, ведь в Хиндустане собирают в течение года два урожая.
Празднование Холи символизирует конец холодного сезона и наступление весны, а также созревание и сбор зимнего урожая раби. Традиционно происхождение праздника связывают с именем Прахлада – ревностного поклонника бога Вишну. Отец Прахлада асур (демон) Хираньякашипу и тетка юноши злая Холика пытались помешать ему поклоняться Вишну. Хираньякашипу устроил большой костер, а заговоренная от огня Холика держала Прахлада в пламени костра, но ее племянник, благодаря вмешательству Вишну, остался невредим, она же сама сгорела. Именно поэтому важной составляющей первого дня праздника Холи является сожжение на костре чучела Холики, а с ней – зла, грехов и зимнего холода. В центр прогоревшего костра помещают палку или зеленое дерево – символ спасенного Прахлада [Chopra, 1973. P. 4] и, возможно, символ вечной жизни, мирового древа и нового земледельческого цикла. Чучело делают из соломы и сжигают его на костре из соломы. Это напоминает о собранном урожае, и, вероятно, о предстоящем вскоре новом сельскохозяйственном цикле.
Согласно другой легенде, младенец Кришна убил в этот день ракшаси (демоницу) Путану, пытавшуюся отравить его своим молоком. Младенец Кришна не только безболезненно переварил молоко Путаны, но и высосал с молоком саму жизнь этой демоницы. По этом поводу Кришна устраивал с пастушками праздничные пляски – лила.
Еще одна легенда повествует о том, что праздник Холи напоминает о сожжении взглядом могущественного бога Шивы бога любви Камы, или Маданы [Chopra, 1973. 4]. Действительно, эротический элемент в праздновании Холи присутствует довольно явно. В деревнях мужчины инсценируют попытки овладения женщинами, а те отбиваются, причем и те, и другие активно пользуются в своей речи бранными словами.
Праздник Холи длится два дня, причем первый день собственно и называется Холи, а второй часто именуют праздником Дулхенди, Дхулети, Рангпанчами. Возможное объяснение названия Дулхенди – день жениха/невесты (дулха/дулхан), помолвка напоминает о каком-то давнем торжестве, связанном с женитьбой божества, возможно, оно говорит также о времени массового торжества свадеб. Название Рангпанчами напоминает красочности праздника, использовании на нем цветных порошков, а также, возможно, о том, что праздник длился раньше пять дней, как и некоторые другие праздники со сходными названиями (Наг-панчами, Риши-панчами), или дольше. Действительно, до первого дня Холи, в течение девяти – пятнадцати дней в деревнях проводятся малые торжества (Малый Холи): устраиваются ритуальные игры, выступают с праздничными песнями музыканты, идет сбор денег и подготовка материала для празднования Большого Холи.
За несколько дней (примерно за две недели) до Холи на северо-восточном конце деревни, на перекрестье дорог, устанавливается остов – основа для костра, часто им служит ствол акации бабул – это дерево считается у индуистов одним из самых нечистых из-за млечного сока, который оно выделяет. Установкой его занимаются представители средней профессиональной касты (в некоторых случаях – члены касты портных) под руководством деревенского жреца, который совершает обряды – жертвуются рис, орех бетелевый, монеты, корни куркумы, закладываемые в основание этого ствола. Это символическое мировое древо украшается некручеными нитями красного и желтого цвета. Уже за несколько недель до праздника группки местной молодежи буквально обшаривают окрестности в поисках горючего материала для костра, причем берут его, не спрашивая разрешения – в этом особая доблесть. Весь период подготовки и проведения праздника жители деревни поют особые песни бхаг по случаю наступления весны; песни эти отличаются весьма фривольным содержанием.
В день зажжения костра многие жители деревни с помощью цирюльника наи или самостоятельно делают себе масляный массаж, используя специальную очищающую пасту, приготовленную из молотых горчичных зерен, смешанных с куркумой и небольшим количеством воды. Собранные с себя комочки грязи они потом бросают в огонь костра – это символизирует полное очищение от грехов и неприятностей, а также помогает предотвратить кожные болезни [Srivastava, 1974. P. 170].
Основные события первого дня Холи происходят возле костра. Костер возжигают в благоприятный момент, вычисленный астрологом, – но всегда после 10 часов вечера, и веселье длится далеко за полночь. Очень редко это празднование происходит чинно и строго. Обычно же заметны все виды нестрогого поведения – шутки, жестикуляция, обмен колкостями, свист, улюлюканье считаются нормальными. Эта степень вседозволенности считается уместной в день Холи, что напоминает карнавальные празднества в католическом мире и русскую Масленицу. Сравнение Холи со славянской Масленицей, праздником проводов зимы и встречи тепла, представляется тем более уместным, что сопровождается сожжением чучела одноименного мифического существа женского пола – Масленицы.
Когда костер разгорается, люди обходят его пять раз, идя друг за другом и стараясь ни в коем случае не наступать друг другу на пятки. Надо в огне костра, в котором сгорает чучело Холики, опалить пучок, небольшой сноп только созревших колосьев ячменя или пшеницы – зерно потом едят дома как освященную пищу – прасад, а растения хранят до следующего года. В этом прочитывается сельскохозяйственная подоплека.
О связи праздника Холи с культом Кришны и свадебными торжествами или даже древними оргиями напоминают песни о Кришне и Радхе, исполняемые у костра. Перед костром местные знаменитости поют и танцуют, увеселяя публику. Дети поджаривают зеленый горошек – грэм, пекут в огне картофель и другие кушанья для угощения на воздухе. Костер может оставаться на своем месте несколько дней, а потом золу и угли убирают.
На следующий день – Дулхенди, дети приносят в дом немного золы от полностью прогоревшего костра и посыпают ею пол и всех жителей. Золу от костра Холики люди намазывают себе на лоб, чтобы это принесло им счастье в предстоящем году. В это день представители всех каст и сословий, мужчины и женщины, старики и дети посыпают друг друга цветными порошком (гулал), сделанным из кукурузной муки мелкого помола и окрашенным в красный, зеленый, розовый и желтый цвета. Дети и подростки обливают друг друга подкрашенной водой или стреляют из водяных пистолетов пичкари. Считается, что чем обильнее покрывают одежду человека краски, тем больше хороших пожеланий направлено в его адрес. Приблизительно в полдень празднование переносится в дома. Родные, друзья, коллеги посещают дома друг друга. Гостей потчуют различными сладостями.
Один из главных цветов праздника – самый распространенный цвет красящего порошка и жидких красок – красный. Вероятно, это реликты уже упомянутых свадебных торжеств, связанных с Дулхенди. Очевидно, справедливо Н. Р. Гусева проводит здесь параллели с пасхальными торжествами и видит в обычае обливания друг друга жидкими красками один из «самых четких пережитков магии плодородия» [Гусева, 1989. С. 160]. Она отмечает, что такие элементы праздника, как сжигание чучела, символизирующего зиму, использование красок, проявление ритуального эротизма, ритуально-магическая еда – «все указывает на прямую связь с солярным культом» [Гусева, 1985. С. 104].
С особенной пышностью праздник Холи отмечается в области Брадж, прежде всего в городах Матхура и Вриндабан – центрах культа Кришны. Считается, что сам Кришна, являющийся одним из аватар) земных воплощений) Вишну, некогда праздновал Холи в этих краях. В округах Нандгао и Барсана дистрикта Матхура устраиваются импровизированные драки-приставания между мужчинами и женщинами, сопровождающиеся ритуальной бранью [Murali, 1973. P. 4].
Следует особо отметить общенародный характер празднования Холи. В нем принимают участие многие сикхи и даже мусульмане. Усилиями сторонником межкоммунального единства на главных площадях страны устраиваются митинги в знак дружбы индуистской и других общин страны [Холи… 1984].
Семь дней после Холи или только один седьмой день посвящается почитанию богини Шитала Маты – богини оспы. Женщины идут к святилищу богини и совершают там обряды почитания и жертвоприношения холодной пищей. Шитала Мата не любит жара, ее надо ублажать прохладой, весеннее солнце и жар костра ее возбуждают, почему сразу после Холи женщины и стараются ее умилостивить.

Индийские праздники. СПб., 2005. С. 21–27

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments