Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Сегодня Говардхана-пуджа

Говардхана – название горы в окрестностях Матхуры, с которой связан один из важнейших эпизодов в мифологической биографии юного Кришны: он запретил пастухам справлять ежегодное празднество Индры, а вместо этого велел поклоняться горе Г. и себе самому как божеству этой горы. Разгневанный Индра принялся заливать пастухов потоками дождя, но Кришна на одном пальце поднял гору Г. высоко над головой и держал ее, как огромный зонт, под которым пастухи с их стадами семь дней и ночей укрывались от ярости бога дождя. В конце концов посрамленный Индра признал главенство Кришны. Миф о горе Г. отразил исторический конфликт между культом ведийского Индры и нарождающимся культом индуистского великого бога. В память об этом эпизоде во время праздника Дивали в сельских районах (особенно в Брадже) проводится Говардхана-пуджа. Сооружается гора из навоза и украшается фигурками пастухов и коров. Пуджа сопровождается плясками и пением гимнов Кришне в образе Гиридхара (Держащего гору).

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М.., 1996. С. 144–145.

Интересная версия возникновения Говадханы приводится в Йогини-тантре (I.15). Здесь также рассказывается о появлении священного места Камакхьи в Ассаме. Вначале Шива заявляет, что Камакхья и есть Кали (I.15.2). По его словам, Брахма, создав мир, преисполнился гордыни, считая себя подлинным и единственным творцом и забыв, что истинной первопричиной является Кали. Чтобы его вразумить, Богиня создала из самости, наполнившей его тело, асуру по имени Кешин. Кешин стал преследовать оказавшихся беспомощными Брахму и Вишну и захватил власть над вселенной (I.15.4–12). Тогда прозревший Брахма вместе с Вишну стали возносить хвалу Богине. Кали ответила на их мольбы и, поведав о причине произошедшего, возгласом «хум» обратила Кешина в прах. По совету Богини Брахма собрал пепел, оставшийся от Кешина, и воздвиг холм Говардхану (тот самый, с которым впоследствии будут связаны игры Кришны), изобилующий кормом для коров, в местности Вриндавана. Чем больше травы едят коровы, тем больше Брахма очищается от греха (I.15.13–30). А на том месте, где Брахма и Вишну восхваляли богиню Кали, появилась йони-мандала Камакхьи (I.15.49).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments