Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Шайва-сиддханта: весьма умеренный тантризм

Это путь ритуального действия. Он важен по двум причинам. Прежде всего, потому что доктрина и практики шайва-сиддханты до сих пор сохранились в Индии и, в особенности в храмах Юга; стало быть, мы имеем здесь дело с тантрической практикой в ее живой форме, которую можно еще наблюдать. Затем, как было сказано, ее учение рассматривается в различных шиваитских школах, даже недуалистических, как образующее их собственную общую доктрину, базовый элемент, в особенности в сфере ритуала. К этой основе лишь добавляется наряду с различными теоретическими построениями более сложный, эзотерический элемент недуалистических тантр.
Учение классической шайва-сиддханты, если так можно сказать, представляет собой умеренный тантризм. Оно развивалось на протяжении столетий, при этом его различия с недуалистическими школами понемногу становились все более очевидными. А значит, представляя здесь краткую характеристику шайва-сиддханты, я склонен полагать, что это учение подвергалось изменениям и зафиксировалось в своей классической форме только к X или XII вв. С этой оговоркой можно, однако, утверждать следующее.
В шайва-сиддханте почти не отыскать трансгрессивных практик (ритуальные подношения в ней являются вегетарианскими и не содержат алкоголя). Нет здесь и грозных божеств. Шакти не является автономной силой, вызывающей ужас богиней, но только энергией Шивы, которому поклоняются в его мирном проявлении Садашивы. Кроме того, шайва-сиддханта за редким исключением является дуалистической, то есть человеческая душа и божество здесь представляются как различные сущности. Также мир, творение божества, отличен от самого божества: он является продуктом деятельности майи (māyā), вездесущей, одушевляющей, но бессознательной силы, творящей многообразную вселенную, где человеческое существо может отыскать свое спасение. Но в этом случае «Я», освобожденное от уз мирского бытия, не сливается с Шивой, высшим божеством. Верующий только уподобляется его сущности: он становится не Шивой (Shiva), но «равным Шиве» (un Shiva), тождественным божеству, но отличным от него. Пусть он и может на своем духовном пути обрести сверхъестественные силы (siddhi) благодаря мантрам, он не становится единым целым со всемогущим божеством. Эти особенности необходимо подчеркнуть, так как они не соответствуют представлениям, которые мы часто имеем о тантризме.
Напротив, общепринятому мнению отвечает наличие в шайва-сиддханте множества тщательно совершаемых ритуалов, наряду с важной ролью мантр и тем, что верующие могут мысленно представлять и переживать совершение обрядов – эта черта присутствует во всех школах Тантры: обряды, медитация и йога являются такой же игрой творческого воображения. Позже мы вернемся к этому очень важному моменту. Но если ритуализм свойственен всем направлениям Тантры, ритуализм дуалистического шиваизма основывается на представлении, которое является его исключительной особенностью: сущностная нечистота (mala), с которой рождается всякое человеческое существо, нечто вроде первородного греха, вовлекающего в круг перерождений, сансару (saṃsāra), представляет собой субстанцию (dravya), а значит, избавиться от этой нечистоты, чтобы обрести спасение, возможно лишь посредством действия, точнее, ритуального действия. Главным из этих действий является шиваитская инициация, дикша (dīkṣā), первый шаг на пути к освобождению. Только ритуальное действие (конечно, осознанное) может привести к освобождению, которое, впрочем, произойдет только после смерти. Эти представления отличны от недуалистических (как правило, лучше у нас известных). Однако следует добавить: утверждение, что только одни обряды способны привести к освобождению, очень категоричное в старинных агамах, имело тенденцию смягчаться в ходе столетий, уступая место гнозису и особенно набожности, бхакти (bhakti), которая начиная с II тыс. н.э. понемногу стала занимать доминирующее место в религиозной жизни в Индии (тантризм и бхакти вполне совместимы).
Наконец, в социальном отношении в некоторых агамах, как кажется, доступ к их учению открыт только для дваждырожденных. Жрецы шиваитских храмов, как правило, являются брахманами.

Перевод фрагмента из книги: Padoux A. Comprendre le tantrisme. Les sources hindoues. Paris, 2010. P. 95–97. Автор перевода: Андрей Игнатьев

Tags: Паду, Шива, дикша, индуизм, тантра, тантризм, шайва-сиддханта, шиваизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments