Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Не хочу быть туристом

Меня иногда спрашивают: «Почему ты никуда не ездишь? Интересуешься Индией, а почему не бываешь там?» Честно говоря, даже иногда начинают донимать такими вопросами. И неудивительно, потому что в наше время туризм это больше чем просто праздные поездки. Количество посещенных стран стало мерилом пресловутого жизненного «успеха». Фотографиями из различных экзотических мест завалены все социальные сети. Следуя стереотипам, люди прыгают, как блохи, по планете, хотя им, может быть, это совершенно и не надо. А на моем примере можно сказать, что они пытаются еще и других заставить. Мне в чем-то симпатичнее образ жизни буддийских монахов в старом Тибете, которые на годы замуровали себя в пещерах и погружались в медитацию – и количество лет, проведенных там, свидетельствовало о величии их духа.
Не скрою, современный туризм вызывает у меня неприязнь. «Индустрия отдыха» столь же мало связано с отдыхом, как «индустрия образования» с высокой культурой, а общепит – с гурманством. Все эти огромные отели, корабли и авиалайнеры, вся эта массовость одна из примет нынешнего «царства количества». Ездить нужно первооткрывателем, героем-исследователем, а не одним из миллионов – увы, в наши дни это уже невозможно. Или личным посланником императора, проконсулом в заморскую провинцию.
Казалось бы, развитие современных транспортных средств сделало любые перемещения в пространстве донельзя простыми. Сейчас не надо добираться до далеких стран месяцами и годами, как Марко Поло. Но и смысл подобных перемещений постепенно теряется. Раньше перед путешественником открывались картины совсем другой жизни. Теперь, оказавшись на другом конце света, мы рискуем увидеть то же самое, что и у нас дома, только с небольшим местным колоритом. Везде есть банкоматы, торгово-офисные центры и спа-клубы. В ту же Индию интересно было ездить во времена Афанасия Никитина. А сейчас Индия с ее успешно функционирующей партийно-парламентской системой и всевозможными правозащитными движениями даже в чем-то более «западная» страна, чем Россия. Остается только смотреть на руины прошлых культур, но это можно сделать, рассматривая картинки.
Такой вид туристического отдыха, как пляж, вообще вызывает у меня непонимание. Сидеть или лежать на песке полуголым по палящим солнцем среди массы таких же дураков – в более благородные времена это посчитали бы мукой и унижением человеческого достоинства. Помню фильм по роману Сабатини про капитана Блада – там так пытали рабов. Когда-то загар считался признаком принадлежности к плебсу, а теперь последний писк моды.
На еще один негативный аспект массового туризма указал в своих дневниках Эрнст Юнгер. Он писал, что толпы туристов вытаптывают природные и культурные ландшафты, а местные жители превращаются в прислугу и попрошаек. От себя добавлю, что сакральные объекты превращаются в своего рода аттракционы и под вспышками фотокамер теряют свой священный ореол. Раньше здесь возносили хвалу божественному, а теперь показывают пальцем и жуют попкорн. Неудивительно, что в Индии вход в некоторые храмы для неиндуистов запрещен.
Поэтому я и предпочел перемещениям в физическом пространстве погружение в мир древних и сакральных текстов. Здесь мы по-настоящему сталкиваемся с Совершенно Иным. И кроме того, в этой сфере, которая никогда не станет жертвой массовости, можно быть настоящим Колумбом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments