Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Культ женщины в Тантре

Слово «Тантра» давно вошло в наш лексикон, наряду с другими словами, обозначающими реалии индийской культуры: «йога», «карма», «джьотиш», «аюрведа», «брахман» и другими. В массовом сознании «Тантра» ассоциируется с необузданным, феерическим эротизмом.
Тантра – это возникшее в Индии эзотерическое течение, чье мировоззрение и практика основаны на полярном дуализме мужского и женского. Само слово tantra происходит от глагольного корня tan «тянуть (здесь русский корень родственен санскритскому), распространять» и означает буквально «нить, ткацкий станок», а в более высоком значении – «система, обрядность, ритуал, учение, теория». Суффикс же tra приверженцы этой традиции связывают с другим глагольным корнем, означающим «спасать».
В тантрическом мировоззрении божественный абсолют, хоть он в сущности своей един на высочайшем уровне, имеет два аспекта: мужской и женский. Мужской аспект абсолюта (чаще всего олицетворяемый богом Шивой) может действовать только через женский аспект – свою энергию шакти, с которой он неразрывно связан и которая предстает в образе высшего женского божества. Таким образом, высшая Шакти (с заглавной буквы), без которой мужской полюс не способен к действию, это аспект абсолюта, ответственный за миропроявление. Шакти является источником всех существ женского пола, которые образуют пары на всех уровнях с соответствующими мужскими существами. «…все мужчины – образы Махакалы, а все женщины <…> имеют природу Кали и Тары».
Поскольку каждая женщина в Тантре считается воплощением Великой богини, отсюда берет свое начало крайне уважительное отношение тантриков и к обычным земным женщинам. Как замечает Мирча Элиаде: «можно обнаружить в этом почитании Великой Богини еще своего рода и религиозное переоткрытие тайны женщины, ибо <…> каждая женщина является инкарнацией Шакти». Филип Роусон замечает, что в тантрическом мировоззрении не женщина персонифицирует Богиню, но Богиня сама является в женщине, и поэтому женщина играет в Тантре ключевую роль. Она – «богиня во плоти и крови».
Например, известные слова из Шактисангама-тантры (II.13.43–48) – это настоящий гимн женщине:
Женщина – это матерь трёх миров, женщина – это воплощённое троемирье,
Женщина – это опора тройственной вселенной, женщина – это тело [мирозданья].
Какие б не были проявления – мужские или женские, женские являются лучше всех,
Вся красота, что ни есть в мире, [пребывает] в круге женщин.
Нет равного женщине друга, нет равной женщине стези.
Нет, не было и не будет равного женщине счастья,
Нет равного женщине царства, нет равной женщине епитимьи,
Нет, не было и не будет равной женщине святого места,
Нет равной женщине йоги, нет равной женщине джапы,
Нет, не было и не будет равной женщине йоги,
Нет равной женщине мантры, нет равной женщине аскезы
Нет, не было и не будет равного женщине богатства.
Не менее красноречивы и другие тантры, например, Йони-тантра: «Женщины – божественны, женщины –
дыхание жизни, женщины – высшая драгоценность! Всегда пребывай с женщиной – чужой или своей»
Отсюда и поклонение йони – женскому лону в Тантре, выступающему символом плодородия. «Махавидьи, йогини, матрики, все божества в лоне <…> обитают», – сказано в Шактисангама-тантре. Почитание изображения йони широко распространено в шиваизме и шактизме, но приверженцы вамачары могут почитать и йони живой женщины (обряд yoni-pūjā, йони-пуджа). Лингам, конечно, также служит объектом поклонения. Такова удивительная особенность Тантры: если обычные индуисты больше почитают изображения богов, то тантрики находят божественность в человеческом теле.
Общение мужчины и женщины в ходе сокровенного тантрического ритуала становится своего рода отражением взаимоотношений высшей божественной четы и восстановлением изначального единства мироздания. Важно подчеркнуть, что участники этого обряда не только повторяют деяния богов и поклоняются им, но сами становятся божествами. На этом обряде мужчина видит в своей партнерше богиню и воздает ей соответствующие почести. Он исполняет все ее желания и даже, как гласит Шактисангама-тантра, должен отдать по ее воле свою жизнь.
Тантре оказывается совершенно чуждой аскетическая традиция, напротив, в тантрических текстах часто встречается знаменитая формула «бхукти-мукти», означающая единство наслаждения и освобождения в духовном опыте тантрика. Как пишет А. Мукерджи, Тантра проповедует не уход от мира, а наиполнейшее принятие наших желаний и чувств, которые мы испытываем, будучи человеческими существами, и она направлена на сглаживание конфликта между духовным и материальным.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments