Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Про «семейные ценности»

Сегодня в России отмечается День семьи, любви и верности. Надо отметить, в последние годы власти у нас основательно взялись за укрепление семейных устоев. И пусть еще в советские годы утвердились вполне современный уклад жизни, с малодетностью и частыми разводами, но все равно приходится сталкиваться с кабинетными консерваторами, нудно и напыщенно рассказывающими про «православную семью». Таких семей, видимо, совсем немного, да и до Октябрьской революции они не были распространены. Еще Бердяев писал, что русские это наименее семейственный из всех европейских народов. В XVIII-XIX веках среди русских дворян и разночинцев старые холостяки были самым обычным явлением, и никакой моральной дискриминации такие люди не подвергались. Особенно много холостяков было среди тех, кто посвятил свою жизнь военной службе, и самый известный из них – знаменитый флотоводец Ушаков. Часто вспоминают про жен декабристов, но попутно заметим, что четверо из пяти казненных декабристов были холостыми – Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Сергей Бестужев-Рюмин и Петр Каховский. Большая часть главных героев русской классической литературы также были холостяками: Чацкий, Онегин, Печорин, Чичиков, Обломов, Базаров, Рудин... Кого-то из них отвергли женщины, а кто-то сам боялся брака как огня. Из самых известных только Пьер Безухов становится примерным семьянином.

Что же касается нынешней семейной политики в России, то она по духу весьма напоминает ту, что проводил Август и некоторые последовавшие за ним римские императоры, впрочем, те были более радикальны и последовательны. Как пишет отечественный антиковед Сергей Ковалев, в ту пору «молодые женщины не желали иметь детей, и поэтому катастрофически упал процент рождаемости: многодетные семьи стали большой редкостью. Множество мужчин вообще оставались холостыми. Женщины de facto добились полной эмансипации, но часто их свободы была свободой адюльтера. В огромной степени выросло количество супружеских измен и разводов». В противовес этим печальным для древнеримского общества тенденциям Август пытался возродить «простые и суровые нравы предков». Безбрачие и для мужчин и для женщин наказывалось тем, что «преступники» лишались права свободно передавать свое имущество по завещанию, а незамужние женщины в добавок подлежали налогу в размере 1%. Для мужчин, имевших трое и более детей, были установлены преимущества при прохождении государственной службы, а многодетные матери получили больше свободы в отношении распоряжения своим имуществом. Сурово преследовали за прелюбодеяние. Виновных должны были высылать на небольшие острова возле берегов Италии. Даже попытались возродить древний обычай, когда отец замужней женщины мог убить ее вместе с любовником. Муж-рогоносец имел право убить возлюбленного его жены, но не ее саму. Заодно Август поощрял пропаганду семейных ценностей в литературе и помогал «правильному» поэту Горацию, а «морально разложившегося» Овидия выслал в Причерноморье.
Впрочем, пользы от всех этих мероприятий было мало. Как замечает тот же Ковалев, «что же касается общего укрепления нравственности, то семья самого законодателя служила печальной иллюстрацией того, как можно было достичь правительственными мероприятиями там, где историческое развитие шло в совершенно ином направлении. Август боролся с разводами, а сам был трижды разведенным мужем, женатым на разводке». Очень напоминает нынешнего главу Российского государства, который развелся со своей женой в объявленный им же самим Год семьи. Впрочем, еще французский философ Рене Генон писал, что самыми аморальными на практике оказываются ярые проповедники морали.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments