Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Женщина-наставница

Согласно теории Дэвида Гордана Уайта, изложенной им в книге «Поцелуй йогини» (Kiss of the Yogini), первоначально дикшу (посвящение) в тантрическую традицию мужчинам-садхакам даровали женщины-йогини через сокровенный обряд майтхуны. Йогини зачастую представлялись как своего рода гибрид женщины и существ, принадлежащих к животному и растительному миру. Ритуал с их участием именовался йогини-мелапа или йогини-мелака. В ритуальной практике они отождествлялись с женщинами-участницами обряда во плоти и крови, общение с которыми, как полагалось, наделяло мужчин сверхъестественными способностями, в том числе и способностью летать. Это соответствует архаичным представлениям о женщине как о спасительнице и вожатой на духовном пути. Замечу, что Уайт так наглядно описывает обряды, совершавшиеся в знаменитых храмах йогини, как будто сам был их свидетелем. И только затем происходит «маскулинизация» традиции: на место йогини как носительниц посвящения приходит фигура мужчины-гуру, так что «гуруизм» становится одним из важнейших элементов Тантры. Однако в некоторых школах тантризма женщины, по-видимому, сохраняли свою роль. В частности, это нашло свое отражение в Шактисангама-тантре, где в одном месте сказано, что посвящение от женщины приносит благо и наделяет сиддхи, потому что подобная цепь инициатической преемственности восходит к самой Деви.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments