Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

14 АПРЕЛЯ – ВАЙСАКХ

Месяц вайшакх знаменует переход от весны к лету. Он является периодом созревания урожая сезона раби, и, соответственно, одноимённый праздник Вайсакх, или Байсакх, отмечается как день урожая, день плодородия природы. Примечательно, что особенно значим этот праздник на границах Хиндустана, в районах, прилегающих к Панджабу и Бенгалии, где Вайшакх (Байсакх) считается днём начала нового года и является одним из главных ежегодных календарных праздников. На третий день месяца – акшайятритийя проводится целый ряд важных ритуалов в том числе многократное повторение имени бога – джапа, совершение огненных жертвоприношений – хом и приравненное к богослужению дарение брахманам продуктов и ценных вещей – дана. Примечательно, что этот день неким образом соотносится с большими некалендарными периодами времени – югами, отмеченными прежде и предстоящими в будущем. Так, в Хиндустане полагают, что с дня акшайя-трития некогда началась сатья-юга, а в Махараштре полагают, что это день начала трета-юги. Вайшакх считается вишнуитским праздником. В это время Вишну особенно популярен в своих ипостасях Парашурама, Нрисингха, Рамы и Кришны.
Примечательно, что Вайшакх обычно отмечают 13 апреля по григорианскому календарю, но при этом он считается днём весеннего равноденствия, на самом деле приходящимся на 21 марта. Причину такого различия в казалось бы точных датах пересечения эклиптики с небесным экватором видят в очень древнем определении данной астрономической даты в Индии и в её отсчёте от фиксированной точки нахождения созвездия Овна на небосклоне без учёта явления прецессии. Раньше Вайшакх считался днём начала нового года. О древней традиции отмечать в этот день Новый год напоминает целый ряд очистительных обрядов, в частности омовение в священным реках – Ганге, Джамену. Брахманам – святым мудрецам, жрецам и нищим следует дарить зонты – символы власти и кувшины с зерном – пожелание благополучия. Хиндустанцы стараются надеть в этот день свои лучшие наряды, щедро угощают гостей изысканными кушаньями, веселятся на ярмарках. И всё-таки на большей части Индии этот праздник по масштабу уступает Дивали и Холи.

Источник: Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и праздники хиндустанцев // Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. С. 36–37.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments