Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Страх перед ядерной войной

«Ядерный страх» возник достаточно быстро после появления ядерного оружия. Уже бомбардировки Хиросимы и Нагасаки показали его невиданную разрушительную мощь. С 40-х годов ядерные арсеналы двух сверхдержав – США и СССР – только возрастали. Параллельно с этим рос и страх перед ядерным армагеддоном. Ослепляющие вспышки, жуткие огненные грибы, невидимая и всепроникающая радиация, вызывающая мучительную и неизлечимую лучевую болезнь, руины мегаполисов, среди которых ютятся мутанты, наконец, полное вымирание Homo sapiens как вида и даже полное исчезновение жизни на Земле –вот с чем стала ассоциироваться в массовом сознании по обе стороны железного занавеса ядерная война. Мое детство пришлось как раз на один из пиков холодной войны в первой половине 80-х годов. До сих пор помню, как толстый черноволосый человек (известный в ту пору журналист Бовин) в программе «Международная панорама» вещал о происках империалистов и о том, что накопленных запасов ядерного оружия хватит для того, чтобы многократно уничтожить Землю. Помню еще бесконечные плакаты с белыми голубями и лозунгами «Миру – мир!», программы разоружения и тому подобное. Кульминацией стало появление концепции ядерной зимы Моисеева и Сагана, о которой рассказывали даже детям: тучи пепла, образовавшиеся в результате множества ядерных взрывов, на годы заслонят Солнце, и из-за этого вся поверхность Земли превратится в подобие Антарктиды. Неудивительно, что подобная пропаганда вызывала панические настроения. И поэтому, когда к власти пришел Горбачев и стал по-настоящему разоружаться, многие испытали облегчение.
Не меньшее влияние «ядерный страх» оказал и на моральный климат в западных странах, прежде всего, в США. Бунтарские молодежные движения 60-х годов были не в последнюю очередь вызваны ощущением, что история человеческого общества, основанная до сих пор на агрессии и стремлении к доминированию, с появлением ядерного оружия зашла в тупик. Возникло более широкое движение сторонников мира, в котором принимали участие миллионы людей. И если в СССР «борьба за мир» носила большей частью казенный характер, то американцами и европейцами двигали искренние чувства. Впрочем, на Западе, в отличие от советского блока, находились отдельный энтузиасты, вроде футуролога Германа Кана, говорившие о допустимости ядерной войны. Однако такие погоды не делали.
«Ядерный страх» наложил свой отпечаток и на культуру. Он привел к появлению множества художественных произведений, в которых нашли отражение самые мрачные фантазии о рукотворном конце света. Первым из заслуживающих внимания стал роман английского писателя Невила Шюта «На берегу» (1957). Действие романа разворачивается в Австралии, чье население постепенно вымирает от лучевой болезни, вызванной волнами радиации, поступающими из опаленного ядерной войной Северного полушария. На этом фоне и разворачивается любовная история американского морского офицера и местной жительницы. Роман завоевал большую популярность и был дважды экранизирован (1959, 2000).
Чуть позже, в 1964 году, появилось два знаменитых фильма, посвященной этой теме. В первом из них, комедии Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу», ядерную войну по собственной инициативе начинает одержимый «красной угрозой» генерал Риппер, а правительства США и СССР оказываются не в силах ничего поделать. В другом фильме, «Система безопасности», ядерный апокалипсис начинается из-за сбоя в компьютере министерства обороны. Таким образом, вырисовывается два типа книг и фильмов, навеянных «ядерным страхом»: 1) ядерная война начинается или чуть не началась из-за злого умысла отдельного человека или поломки компьютера (в более поздних версиях – искусственный интеллект сам провоцирует развязывание войны); 2) война осознанно начинается правительствами, при этом акцент делается на ее последствиях, прежде всего, это страдания, деградация и вымирание людей. Первый тип обращает внимание прежде всего на инициацию процесса, а второй – на его последствиях. К первому типу принадлежат всем известный «Терминатор-3». В другом фильме, «Военные игры» (1983) Третью мировую войну едва не начинает заигравшийся в компьютерные игры школьник.
Вторую выделенную нами линию продолжают прежде всего такие фильмы, как «На следующий день» (США, 1983), «Нити» (Великобритания, 1982) и «Письма мертвого человека» (СССР, 1986). В фильме «На следующий день» события показаны глазами жителей американской глубинки – штата Миссури. Местом действия это захолустье, по-видимому, выбрано неслучайно, чтобы внушить американскому обывателю, что в случае войны нигде не спрячешься и не спасешься. В 1986 году этот фильм был показан по советскому телевидению, и я видел его еще ребенком. В фильме есть сцена, где перед войной американцы расхватывают в супермаркете все, что только можно, но товаров от этого не убывает. Показ этой сцены советским людям, измученным погоней за дефицитами, огромными очередями и пустыми полками магазинов, честно говоря, был сродни диверсии. Другой фильм, британский «Нити», интересен тем, что здесь в отличие от голливудского шедевра, показана жизнь людей спустя много лет после катастрофы: выжившие и их дети влачат жалкое первобытное существование. Что же до «Писем мертвого человека», то он по мрачности затмевает оба предыдущие фильмы.
Обращаясь к сегодняшнему дню, приходится с удивлением констатировать, что «ядерный страх» куда-то исчез, и это несмотря на то, что время от времени международная обстановка накаляется до предела, и запасы ядерного оружия хоть и уменьшились, но из все равно хватит для того, чтобы убить десятки и сотни миллионы людей. В современной России на смену советскому «мирумирству» и «пацифистскому милитаризму» пришла неприкрытая воинственность, что соответствует показной моде на брутальность, царящей ныне в российском обществе. Да и на Западе агрессивные заявления и угрозы тамошних лидеров отнюдь не вызывают многотысячных шествий пацифистов, как это было не только в 70-80-е годы, но в 2003 году перед началом американского вторжения в Ирак. Пацифистов, видимо, уже пора заносить в политическую Красную книгу. Дело, по-видимому, в том, что ядерное оружие как бы морально устарело, и в обществе стали господствовать настроения, что в случае реального начала военных действий нынешние «великие» и ни очень державы будут разбираться друг с другом при помощи обычного оружия в «диких» местностях, при чем в этих сражениях будут участвовать только небольшие контингенты профессиональных военных, прямо как в романе Оруэлла «1984».
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →