Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

शक्ति ШАКТИ

Именно в тантрах развивается представление о божественной энергии – шакти, символизируемой в женском облике и пробуждаемой с помощью йогических техник. Слово shakti встречается уже в ведах и брахманах, но в достаточно редких случаях и переводится как «способность, сила, умение, помощь», не обладая никаким теологическим, космологическим и теологическим значением.
Качество, характеризуемое данным словом, может принадлежать как богу, так и человеку [Coburn 1988: 148–149; Pintchman 1994: 98]. Философским значением это слово начинает наделяться в упанишадах, примером является известный стих из ШвУ 1.3, где встречается сложное слово devAtma-shakti «собственная сила бога». В эпосе оно встречается также нечасто. В Мбх и Рамаяне фигурирует мудрец по имени Шакти, и богиня с таким именем является в повествовании о рождении Сканды [Coburn 1988: 150–151; Pintchman 1994: 100]. В индийской философской литературе раннего периода слово shakti также не несет космологической или метафизической нагрузки [Pintchman 1994: 101]. Представление о шакти, творящей мир, начинает развиваться в философских учениях классического периода. Однако эта сила не связывается с женскими божествами и не находится выражения в мифологии [Ibid.: 105]. Полную, законченную и систематическую форму концепция шакти как космогонической и космологической силы, отождествляемой с вездесущей и всемогущей Богиней, обретает именно в текстах Тантры [Ibid.: 108].

В Тантре абсолют, хоть он в сущности своей един на высочайшем уровне, имеет два полярных аспекта: мужской и женский. Мужской аспект абсолюта (чаще всего, олицетворяемый Шивой) может действовать только через женский аспект – свою энергию шакти, с которой он неразрывно связан и которого предстает в образе Богини. Таким образом, высшая Шакти (с заглавной буквы), без которой мужской полюс не способен к действию, это тот аспект абсолюта, который ответственен за миропроявление. Шакти является источником всех существ женского пола, которые образуют пары на всех уровнях соответствующими мужскими божествами [Ibid.: 110].
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment