Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

XXXVI Зографские чтения. Конспекты некоторых докладов. День третий, 27 мая

А. Бейнорюс. Лунные созвездия (nakShatras) и традиция имянаречения в Древней Индии
Имя наречение и по сей день является актом особой важности у индуистов. Это связано с представлением, что речь является энергией. Ведийские риши утверждали, что имя отражает суть его носителя. Все операции с именем ритуализировались. Слово «накшатра» может означать как звезду, так и созвездие. Первый полный список созвездий-накшатр встречается в Тайттирия-самхите Атхарваведы. Обряд имя-наречения (намакарана) описывается в грихьясутрах (V в. до н.э.). Человек носил два имени, первое – общеизвестное, а второе – тайное, это имя созвездия, под которым родился человек. Описывается возлияние накшатре, господствующему божеству накшатры и титхи (лунному дню). Впоследствии имена, производные от накшатры, распространяются и перестают быть тайными. Панини приводит примеры таких имен. Затем царя Чандрагупты Маурья был Пушьягупта (Пушья – название одного из созвездий). Не одобрялось присвоение астральных имен девочкам (Законы Ману, Камасутра), возможно, в связи с тем, что эти имена были распространены среди неарийского населения. Само количество имен, связанных с накшатрами, было невелико. Поздние грихьясутры предписывали, чтобы отец определеял расположение планет, когда нос новорожденного показывался из матки. Если ребенок рождался под созвездием Ашвини, то он получал имя Ашвиникумара. Каждое созвездие делилось на четыре пада, в соответствии с буквами алфавита, и имя должно начинаться с буквы этой пады. Пандей пишет, что ребенок получает имя в первый день, но согласно большинству смрити, это происходит на 10-12 день. Согласно Ашвалаяна-грихьясутре, тайное имя становилось известным только после упанаяны. Леви-Стросс: есть два мира (природа и культура), и ритуал дает возможность перехода. Тайное имя защищает от колдовства и способствует успеху в жизни, оно предназначено для устранения дефектов и раскрытия способностей. Я.В. Васильков добавил, что тему имени исследовал Павел Флоренский.

Я.В. Васильков. О возможности генетической связи между индийским и месопотамским мифами о потопе
Мифы о потопе очень распространены, но четко выделяются одна особая группы, куда входят мифы месопотамские, южноазиатские и древнегреческие. Общим мотивом для них является следующий: бог или животное предупреждает человека о грядущем потопе и помогает ему спастись. Основоположник индологии У. Джонс, переведший фрагмент о потопе из Бхашавата-пураны, полагал, что это является заимствованием из библейского мифа. Но позже были открыты месопотамские источники. Итальянский исследователь Маньоне полагает, что месопотамский и индийский мифы о потопе не являются родственными. Однако для сравнения он выбирает всего два варианта (миф из Шатапатха-брахманы) и аккадский миф VIII-VII вв.) что ошибочно, миф из Шатапатха-брахманы является самым дефектным. на самом деле, сходных черт очень много: главный герой-царь с функцией жреца, постройка им корабля, на которой помещаются «семена всего живого», используется число семь (семь мудрецов у аккадцев соответствуют семи риши), спасение от потопа высших ценностей религии и цивилизации, Энки рыба, Вишну – аватара в образе Матсьи (рыба), корабль пристает к(северной) горе, заключительное жертвоприношение. Скорее всего, миф о потопе жители Месопотамии заимствовали у индийцев, потому что инициаторами контактов были именно они (корабли из Мелукхи (Индии) пришвартовывались в портах Месопотамии, но шумеры не плавали в Индию).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments