Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

XXIX Зографские чтения

С 26 по 28 мая в Санкт-Петербурге проходила индологическая конференция - Зографские чтения, уже 29-е по счету! В следующей году будет юбилей. Заседание первого дня состоялось в Институте востоковедения РАН, второго – в Кунсткамере, третьего дня - на философском факультете СПбУ и на восточном факультете. Здесь можно скачать программу: http://www.sanskrit.su/zch.zip
Ниже привожу краткое содержание докладов, которые мне особенно запомнились. Заранее прошу прощения, если что-то напутал, содержание воспроизвожу по памяти и по кратким записям. Слова, выделенные курсивом – мои.



С. С. Тавастшерна. Атманепада в санскрите и в грамматиках.

В науке принято именовать парасмаипада активным залогом, а атманепада – медиальным. Парасмаипада трактуется, как действие, совершаемое «для кого-то», а атманепада – «для себя». Однако на практике редко бывает такое соответствие, пример – yajati «совершает жертвоприношение для другого», yajate «совершает жертвоприношение для себя». Тем более неверно связывать это деление с переходностью и непереходностью глаголов. У Панини парасмаипада и атманепада выступают исключительно как технические термины, понятия залога у него нет. Нет у него и понятия пассива. Перевод глагола, стоящего в пассиве, зависит от контекста. Например, pacyate «варится (кем-то)», это пассив, а svayam pacyate это уже актив. У Панини парасмаипада и атманепада связываются с субъектом (kartR), а то, что мы называем пассивом – с объектом (karman). Asyate devadattena – это явно не пассив. Итак, pacati выступает в качестве исходного залога, pacatе в качестве дополнительного значения, а pacyate только маркирует объект, может быть и рефлексивом и пассивом. Каузатив – это не залог, а новый корень. Если же мы признаем его залогом, то получаем абсурдное понятие «залог залога». Четвертый (с виду то же самое, что и пассив, с суффиксом ya) и десятый глагольные классы (с виду то же самое, что и каузатив, с суффиксом aya) являются проблемными, они были искусственно придуманы Панини.


В. Видунас. О символике ладьи в Ригведе.

Н. Р. Лидова. Атхарваведа-паришишта 19б: к вопросу о происхождении ритуалов Натьяшастры.

А. Г. Мехакян. Об эволюции образа Рудры-Шивы в священных текстах шрути.


В Ригведе Рудра – изолированное божество, он не вовлечен в поединок Индры и Вритры, являющийся центральным мифом, и не получает доли сомы. Однако Рудра – отец рудр, соратников Индры, и через них он с Индрой связан. В 6.74 – попытка преодолеть изоляцию, вместе ставятся Сома и Рудра. После Ригведы мы наблюдаем движение Индры к абсолютной божественности. В Шатарудрии (Яджурведа) доминируют отрицательные, устрашающие характеристики этого божества. В Атхарваведе Рудра получает новые качества. Здесь он отождествляется с Агни. В Каушитаки-брахмане Шива уже верховное божество. В Упанишадах Атман больше всего отождествляется именно с Шивой (Шветашватара).

Я. В. Васильков. О происхождении культурных архаизмов в позднем слое содержания Махабхараты (на примере темы воинских братств).

У индоевропейских народов бытовали два типа воинских братств – юношей и взрослых воинов. Братства юношей – это т. н. «братства медведей», а братства взрослых воинов – это т. н. «братства псов». Первых отличает агрессия и нарушение установленных правил (напр., спартанские криптерии), а вторые, наоборот, играют роль стражей. В Махабхарате есть немало примеров существования этих братств. Например, в эпизоде с похищением Субхадры Кришной. Местом для собрания членов братств служила сабха. Эпизод с псом, в которого обратился бог Дхарма, в заключительной книге Махабхараты связан именно с темой «братства псов».

С. И. Рыжакова. «Сахар в молоке»: Ауто-представления об «индийском» и «персидском» в современной религиозной культуре парсов.

Крайне интересный и обстоятельный доклад, из которого я выделил следующее: хотя парсы с одной стороны и принадлежат к буржуазным слоям (в отношении занятий они смыкаются с индийскими иудеями и армянами) и уровень жизни у них высок, с другой они подвергаются опасности ассимиляции ввиду того, что многие девушки из их общины выходят замуж за иноверцев. В современной индийской массовой культуре распространен образ парса как смешного и неприспособленного к жизни старика (такой же герой анекдотов, как у нас чукча). Интересно было узнать, что в современной России есть люди, причисляющие себя к зороастрийцам (таковых в Питере около 40 человек), но, однако, индийские парсы, за небольшим исключением, их за своих не признают, ибо полагают, что зороастрийцем можно только родиться, но невозможно им стать (ту же самую проблему испытывают и европейцы, желающие стать индуистами. А вот у новообращенных мусульман такой проблемы нет).

Е. Н. Аникеева. Концепт Ишвары в «Бхагавадгите».

Е. Аникеева – ученица В. Семенцова. Ишвара соотносится с понятием «личный бог», на греческом «деспот», на древнееврейском «адонай». Понятие «Ишвара» появляется в брахманизме. Джайны были критиками этого понятия, как и буддисты. В. Семенцов указывал на единство Бхагавад-гиты и упанишад в понимании Ишвары. Бхагавад-гита вовсе не цитирует упанишады, просто ее текст вознивает в той же среде, где возникли и они. В БГ мы видим Ишвароцентризм. Высший бог – безличен, а вторичное божество – личное. Ишвара отождествляется с пурушей. Три момента ишваравады: 1. катафотизм – в противоположность апофатизму Брахмана; 2. космопорождение; 3. порождение тримурти. Является диалектика личного и безличного божества. В индуизме чем ниже уровень метафизики, тем больше черт личного божества и катафотичности, и наоборот. Катафотичность переходит в космопорождение. Креационизма в БГ нет. Радхакришнан писал о панентеизме БГ: «я творю мир своей частью». Основой же тримурти является утверждение: «я есть начало, середина и конец творения». Заключение: Ишвара это не абсолютный личный бог, ишваравада – это функциональный или ограниченный теизм, имеющий основой концепцию апофатического ниргуна-брахмана. Я. В. Васильков добавил, что безличный Брахман в БГ является поздней интерполяцией, в остальных же случаях Кришна – личное божество – выше безличного Брахмана.

Б. В. Загуменнов. Так что же такое карма?

Самое корректное изложение понятия «карма» таково: карма это действия, которые влияют на обстоятельства в этой или будущей жизни. Часто ведь ошибочно связывают карму только с будущей жизнью. По мнению же Андросова, почему-то карма в начале проявляется слабо, и только в конце сильно. Вообще же варианты толкования понятия «карма» таковы:1. это судьба, рок, что неправильно, ибо карма связана с нашими собственными деяниями, 2. злодеи страдают, а добрые вознаграждаются – это самая примитивная трактовка, 3. причина и следствие, «что посеешь, то и пожнешь», 4. мотивация как движущая сила поступка, это и есть карма, а не внешнее действие. Выделяют три вида кармы: 1. прарабдха – то, что уже проявляется, 2. вартамана – которую мы творим сейчас, 3. саньчита – накопленная карма. Христиане подвергают критике учение о карме, заявляя, что им увековечивается зло. Но ведь добро им тоже увековечивается. Кроме того, у христиан фактически существует представление о суперкарме – это идея первородного греха.

Е. К. Бросалина. Народный театр «джатра» и его роль в формировании новой бенгальской литературы.

Из этого доклада было интересно узнать, что персонажами этого театра в наше время были не только традиционные мифологические персонажи, но и Владимир Ильич Ленин! Кстати, Ленин в Бенгалии не только был героем театральных постановок, то и прямо служил объектом культа, вспомнить хотя бы знаменитые Ленин-пуджи. Здесь особенно наглядно проявляется вера индуистов в возможность воплощения божества в человеке.

А. В. Челнокова. Множество жизней поэмы Тулсидаса (некоторые аспекты современного бытовании «Рамачаритаманасы»).

Из доклада запомнилось, что образ Рамы активно используется в пропаганде индуистскими фундаменталистами, а Рамаяна, как Рамаяна Вальмики на санскрите, так и «Рамачаритаманаса» Тулсидаса выдвигается ими на первое место как самая священная книга. Если обычно Рама изображался в образе миловидного юноши, держащего лук в небоевом положении, то на плакатах индусских радикалов – он суровый воин с мощной мускулатурой, натягивающий лук (прямо индийский Рембо!)

Tags: Зографские чтения, Индия, индуизм, санскрит
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments