Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Зографские чтения-2013, дни второй и третий: конспекты некоторых докладов

День второй, 16 мая 2013г.

Канаева Н.А. (Москва). Классификация наук в традиционной индийской культуре.

Классифицировать знание означает систематизировать знание с целью его производства. Классификаторская эпистомология - у Платона. В средние века были известны «семь свободных искусств». Бэкон-великий классификатор науки. Позднее Спенсер классифицировал знание. Западные эпистемологи игнорируют материал восточных культур. Термин наука - неопределенный, поэтому в настоящее время вытесняется термином «дисциплина». В индийской литературе содержатся перечни дисциплин. Две формы теоретического знания в Индии: даршана (религиозно-философская система) и шастра (наука). Ведийская религия - дофилософская форма мировоззрения. Инклюзивная установка брахманской идеологии - включение
массива знания самого разного характера. Знание должен приобретать каждый. Не эвристика (поиск нового знания), а адхьяя (изучение). Когнитивная практика основана на образовательной практике, а образовательная-на религиозной. В Чхандогья-упанишаде (VII.1.1) перечисляются дисциплины, в Яджнявалкья-смрити I.3-четырнадцать наук.
В Рамаяне, Дашакумарачарите, Камасутре и Бхагавата-пуране (Х.45.36) перечисляются 64
искусства. Традиционные науки: 1. четыре упаведы (аюрведа, дханурведа, гандхарваведа,
артхаведа) и 2. шесть веданг.


Лысенко В.Г. (Москва). Варна - это фонема, букв, звук или...


Появление термина «варна» связано с атомистическим принципом. Иванов и Кобзев
связывают его с письменной традицией, а В.Г.Лысенко - с устной. Т.Я.Елизаренкова указывала, что это не фонема. Здесь необходимо провести демаркационную линию между западным метоязыком и индийской традицией. Елизаренкова использует западную методику. Некоторые исследователи полагают, что варна похожа на фонему или приближается к ней. Патанджали: варны сами по себе лишены значения, это абстрактные единицы языка. Варны это не эмпирические звуки, произносимые носителями языка. Шанкара: устная передача знания, лучше, чем письменная. Варны не полноценные фонемы. Индийские фонетисты заняты проблемой рецитации текстов. Главное — не смысл, а звучание. Внимание к смыслу возникает впоследствии у Патанджали. Спхота ассоциируется с варной. Спхота - дифференцированный фактор звучания. Бхартрихари: смысл ассоциируется со сложными единицами речи (предложение). Аллен: варна это буква без фигуры. Б.А.Захарьин: варна - звукотип.

Пахомов С.В., Фиалко М.М. (Санкт-Петербург). Индологический миф: к вопросу о происхождении термина «индуизм».

Есть понятия-мастодонты, которые медленно отмирают. Термин «индуизм» относится именно к таким. Происхождение его таково: Синдху (санскр. название реки Инд) - Хинду
(перс.) - Индос (греч.) - сатрапия Хинду -Хиндустан -Хинду (люди- верующие) -Hindoo / Hindu creed / reliqion / fаith. До прихода мусульман этот термин относился только к
северу Индии, но не к югу. Хинду это не самоназвание. Хинду -язычество, все смешивали
в кучу, и шиваитов, и вишнуитов.
Уилфред Смит: это идеал, а не историческая реальность. Фон Штитенкрон: индуизм это цивилизация, включающая несколько религий. Нотт: есть несколько «индуизмов». Лоренцен: индуизм -результат самоопределения групп индуистов, естественный путь.
Впервые в письменных источниках термин упоминается в письме Чарльза Гранта Уильяму Уилберфорсу об учреждении христианских миссий (1787) в форме Hindooism. Это термин был явно в ходу и ранее, но неизвестно, кто его запустил. Первые упоминания в печати: Бьюкенен. «Christian Researches in Asia». (1811) -индуизм- хорошая система. Уорд, баптист (1811): самая кровавая и нечестивая форма идолопоклонства.
Среди самих индейцев первым этот термин стал употреблять Раммохан Рой: настоящий
индуизм-это доктрина о единстве Бога, главная часть теории и практики индуизма-
особый тип диеты. Моньер-Вильямс, в книга «Hinduism»-придал законченную форму,
разработав «стандартную модель» индуизма. Почему индийцы соглашались с использованием этого термина? 1. незнание о термине; 2. равнодушие к определениям «чужаков»; семантическое несовпадение (отсутствие точного соответствия понятию «религия» в индийских языках); 4. удобство для экспансии неоиндуизма и централизации индуистских общин. Выводы: индуизм это сконструированный колониальными миссионерами ангажированный термин конца 18-начала 19 вв. Термин был создан на основе прежних терминологических словосочетаний (Hindu/Hindoo reliqion/creed/faith) и носил негативный оттенок. Ретроспективно стал применяться к религиозным реалиям древности. А.В.Парибок добавил: индуизм это просто ругательство, ср. рус. «жидовство», «махновщина».



День третий, 18 мая 2013г.

Лелюхин Д.Н. (Москва). О формульности надписей на санскрите.

Мало работ по источниковедению надписей. Издатели их не классифицируют. Только в отечественной историографии попытки их анализа. Санскритские дарственные надписи носят типовой характер. Содержит информацию по темам: землевладение, налогообложение, царь и царская власть и др.

Альбедиль М.Ф. (Санкт-Петербург). О символическом языке вещей.

Сосуд-ритуальный инструмент, который может соотносится с различными сферами жизни. Для земледельца сосуд ассоциируется с землей, женщиной, плодородием. Известно погребение в сосудах. На сосудах встречаются жертвенные надписи. В дравидском ритуале богиня почитается в виде сосуда (напр.,Мангала). Сосуд-вместилище жизненной субстанции, связан с жизнью и смертью. Сосуд-символ чрева, дарующего жизнь. Сосуд в метафорическом значении: боги создают человека как сосуд. Голова называется сосудом. Атман это сок, наполняющий тело-сосуд. Проситель и достойный человек на санскрите- патра (сосуд). Очищение тела сравнивается с очищением сосуда. Брюсов: женское тело сравнивал с сосудом.

Васильков Я.В. (Санкт-Петербург). Герасим Лебедев и британская элита Калькутты: момент разрыва.

Сначала англичане обожали Г.Лебедева в Калькутте, но затем возненавидели. Его разорили и вынудили уехать. Произошло это после второго представления пьесы «Притворство». Причины конфликта сам Лебедев описывал по-разному. Во-первых, как
интриги конкурентов. Во-вторых, что он стал изучать местные языки, и у него не было времени посещать своих покровителей, и они обиделись. На самом деле, все дело в пьесе
«Притворство», где Лебедев сатирически изобразил нравы англоиндийских юристов, что
англичан сильно задело. Лебедев вместе с Анкетилем-Дюпероном и У. Джонсом были пионерами индологии. Их роднит, что они были масонами и, как и все масоны, с уважением относились к индийской мудрости, видя в ней нечто близкое к изначальной религии. Но если Джонс находился на службе у колониализма, то Анкетиль и Лебедев вступили с ним в конфликт.

Донченко С.С. (Санкт-Петербург). Современные баулы: от деревни до концертного зала.

В настоящее время баулы стали нечто вроде символа штата Западная Бенгалия и их музыка пользуется популярностью, став известной и за пределами Индии. При этом образовался разрыв между «респектабельными» баулами, выступающими в концертных залах и ездящими в турне, и традиционными, деревенскими. У «респектабельных», выше технический уровень (хотя организация концертов отстает даже от российского на несколько десятилетий), зато у деревенских больше душевности. При этом деревенские относятся к своим коллегам одновременно с завистью и пренебрежением, не считая их полноценными баулами.
Tags: Зографские чтения, индология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments