Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Зографские чтения-2013, день первый: конспекты некоторых докладов

Видунас В. (Вильнюс). О звуковом составе ведийского текста.

Звуковые особенности ведийского языка хорошо известны. Звуковая схема совпадает с
санскритом с небольшим исключением. Насчитывается 46 - 47 звуков. Число меняется в зависимости от слогового L долгого. Порядок расположения всем известен: гласные, пять рядов согласных плюс сонанты. Эта схема впервые появляется в пратишакхьях. Ригведа-пратишакхья - древнейшее сочинение индийской лингвистики, относится к 6 - 2 вв. до н.э.
Другой известный памятник - Ваджасанейи-пратишакхья - близка к грамматики Панини.
В Ваджасанейи-пратишакхье-тот же порядок перечисления звуков. Гласные даются в трехчленном порядке. После сонант идут анусвара, висарга. В Ригведа-пратишакхье этот список в самом начале. Шлоки включают пронумерованные сутры (с 11-й шлоки). В Ригведа-пратишакхье оригинальный порядок звуков: 1.Краткие гласные, 2.Дифтонги, 3.Долгие гласные. Специально оговаривается L слоговое. Согласные: сонанты, фрикативные, вспомогательные согласные L согласное не относится к гласным, долгие гласные вводятся не прямым перечислением, они переходят. Смычные образуют пять рядов - 21-трижды семь. Это список-запоминалка - самамная. Мнемотехнические стихотворения. Варна-чисто технический термин для обозначения звуков, а акшара это слог.

Тавастшерна С. С. (Санкт-Петербург). Страсти и бесстрастие Бхартрихари.

Включил стихи Бхартрихари в хрестоматию для изучающих санскрит, потому что этот автор использует все многообразие санскритской метрики. Всего 30 размеров. Супруга индийца, который начитывал эти стихи, сочла их женоненавистническими. Однако это неверно. В стихах есть прямое значение, и есть еще два плана скрытого значения.

Русанов М. А. (Москва). История Агададатты в романе Сангхадасы «Странствия Васудевы».

Роман принадлежит к гуптскому времени. От этой эпохи очень мало дошла, и сохранив-
шимся памятникам уделялось незначительное внимание. Роман представляет собой джайнскую версию Брихаткатхи (второй части). Очень много вставных историй, как в Панчатантре. Подаются как речи персонажей. Описания содержат сложные сравнения. Много перечней (оружия, музыкальных инструментов и т.д.) История Агададатты это как раз вставная история. Существуют пересказы этой истории. Проблема акхьяики (катха - повествование от третьего лица, акхьяика-от первого). Эта история именно, акхьяика. Сюжет заимствован, джайны вообще любили плагиат. История включает пять частей традиционной биографии: 1. детство, 2. женитьба, 3. изгнание в лес, 4. возвращение, 5. уход от мирских дел. Главный герой родился в Удджаини, он сын возницы. Его отец умер, и другой незаконно занял его должность. Агададатта удаляется в изгнание и там женится. Претерпевает многочисленные приключения. В частности, сражается с разбойником Арджуной (имя разбойника-явная ирония ). При этом прибегает к хитрости: ставит жену впереди в спадающих одеждах, и когда разбойник отвлекается на её прелести, убивает его. В итоге Агададатта возвращает свою должность, однако недолго наслаждается мирским счастьем: змея кусает жену и та умирает. Тогда Агададатта выбирает путь отречения: он знакомится с джайнами-подвижниками и сам становится подвижником.

Шомахмадов С.Х. ( Санкт-Петербург ). Эпитеты Будды в тексте «Аджатасена-вьякараны».

Будда /Бхагаван, Будда-Бхагаван, Татхагата, Архат, Самьяксамбудда. Буддханама-сутра - жанр буддийской литературы, посвященный именам будд. Имена будд в «Лотосовой сутре»: 1. татхагата, 2. архат, 3. лока удалади, 4. лока удалади/локе бхавшиьяси, 5. видья-чарана-сампанна, 6. сугата, 7. локавид-анут-тара, 8. пурушадамьясаратхи и др.
Имена будд в Махавьютпатти: татхагата, архат, самьяксамбуддха, сугата, локавид, ануттара, шаста.

Хрущева П.В. (Екатеринбург ). Тамильские женские божества в средневековой литературе.

Анангу это одновременно и безличная сила, разлитая в пространстве и персонифицированное божество, являющееся воплощением красоты и связанное с юностью, сексуальностью, опасностью и победой. Живет в Мадураи, бродит ночью с демонической свитой, спускается из небесной обители. Тигры убивают слонов возле её жилища. До битвы ей приносят в жертву рис, смоченный собственной кровью, а после битвы-смоченный кровью врагов. Богиня один раз связывается с Дургой. Мать Муругана,искусно танцует, окруженам демонической свитой. Защищает почитателей, её красота-зловещая, связана с опасностью. Связь с Шивой не упоминается. В постсамгамский период (600-900 гг.) отождествляется с Дургой. Анангу-прекрасная и опасная, имеет власть над мужчиной, соблазняет, чтобы погубить. Связана с Шивой, охраняет его танец, выступает ритм его танца. Происходит слияние традиций почитания. Шива считается отцом Муругана. В Повести о браслете - детализованное описание Коттравей, восхваление ее как богини победы. Богиня живет на горе Виндхья, отождествляется с Умой, ей приписывается убиение Махиши. В постсамгамский период она супруга Шивы и сестра Вишну, мать Муругана. Устраивает танцевальное состязание с Шивой и охраняет его танец. Убиение Махиши - признак слияния традиций. Процесс брахманизации - на рубеже эр. В поэзии бхакти иронически изображается жизнь Шивы и Коттравей, Ганга оказывается удачливой соперницей (она в волосах Шивы, а Коттравей - только на колене). Что касается Каньякумари, то храм её поздней постройки, но культ весьма древний. Согласно преданию, Шива сотворил девственную богиню для сокрушения демона. У Аллара Ума соотносится с Анангу. Ума держит лингам во время потопа. Богиня выступает одновременно и посредником и препятствием между богом и бхактами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments