Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Чайтанья-чаритамрита: гаудия-вайшнавы против шактов

 

Недавно обнаружил, что у меня не хватает несколько томов Чайтанья-чаритамриты на русском. Теперь придется покупать. Как бы там ни было, этот текст представляет собой важный памятник бенгальской словесности и ценный источник по бенгальской истории и этнографии, а также  движению бхакти в Индии. Хотя, честно говоря,  шиваитско-шактистский текст Чондимонгол (http://www.ozon.ru/context/detail/id/1139689/) мне, конечно, нравится больше. А что касается Чайтанья-чаритамриты, то мне из нее запомнился один забавный эпизод из семнадцатой главы. Некий брахман Гопала Чапала, шакта и почитатель Бхавани, «болтун и сквернослов», решил дискредитировать соратника Чайтаньи Шривасу Тхакуру и с этой целью оставил на пороге его дома, где вайшнавы проводили свои «духовные программы», атрибуты поклонения богине – цветок ода, куркуму, киноварь, красную сандаловую пасту, рис и вино.

Когда Шриваса Тхакур  и его соседи увидели последствия «теракта», они подозвали подметальщика (ибо их брахманское достоинство не позволяло им самим касаться «нечистых» вещей), который выбросил все эти предметы и «дезинфицировал» оскверненное место коровьим навозом. После этого несчастного Гопалу Чапалу, конечно же, поразила проказа, но он, вместо того чтобы пройти курс лечения дапсоном и клофазимином, стал молить о прощении «золотую аватару». Последний сначала сурово отчитал его («десять миллионов жизней тебя будут есть черви!»), но впоследствии сменил гнев на милость и посоветовал загладить «общественный вред», попросив прощения у обиженного им Шривасы Тхакура. Раскаявшийся «пьяница и развратник» нашел прибежище у лотосных стоп Шривасы и тотчас же исцелился.

Как видим, Чайтанья-чаритамрита в достаточной мере враждебна к шактам. Шрила Прабхупада в своих комментариях обвиняет их в пристрастии к мясоедению, употреблению спиртных напитков и черной магии. «…бхавани-пуджа, которая совершается ради того, чтобы пить вино и есть мясо, быстро низвергает человека в ад. Эти формы поклонения адские сами по себе, и никуда, кроме ада, они не приведут».  А в другом месте достается сахаджиям. Рассказывается, что Чайтанья угостил остатками своей трапезы племянницу упоминавшегося выше Шривасы Тхакура по имени Нараяни. И тут же Прабхупада дает свой комментарий: «Сахаджии рассказывают о ней одну вымышленную историю, согласно которой Нараяни забеременела и родила Вриндавана даса Тхакура после того, как вкусила остатки пищи Господа Чайтаньи. Негодяи сахаджии могут выдумать такие истории, но никто не должен им верить, потому что они делают это из зависти к вайшнавам» (хотя сахаджии также являются вайшнавами, только более интересными и последовательными в плане манифестационизма (каждый мужчина имеет природу Кришны, а женщина – природу Радхи), в отличие от приверженцев гаудии с их травоядным пуританизмом).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments