Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Вритра (статья из Словаря имен)

Вритра (vR^itra, букв. «преграда») – могучий асур, умерщвленный Индрой. В РВ Вритра – дикий и хитрый змееобразный зверь, олицетворение косного, хаотического принипа. В ведийских гимнах Индра умерщвляет Вритру самолично и без всякой помощи извне (I.32 и др.). Миф об убиении Вритры претерпевается существенную эволюцию в эпической и пуранической литературе. Образ Вритры облагораживается и возвышается, и Индра, лишив его жизни, вынужден совершать покаяние. Кроме того, Индре для совершения его подвига требуется теперь помощь высших богов – Шивы и Вишну. Несколько версий мифа об убиении Вритры приводится в Мбх: III.98 – 99; V.9 – 18; VII.69.49 – 65; XII.270 - 274; 329.17 – 41. Во Вритра-гите, содержащейся в Мбх, Вритра признает Вишну как высшее божество (XII.271.57). Версия мифа об убиении Вритры, содержащаяся в БхП VI.7 - 12, опирается в основном на Вритра-гиту. Но в отличие от эпоса, Индра здесь не желает лишать жизни Вритру, опасаясь греха убиения брахмана, и к этому его побуждают мудрецы, обещая искупить его грех совершением ашвамедхи. Тезис БхП заключается в том, что даже худший из грешников может очиститься благодаря преданности Вишну. В версии БхП также рассказывается, что в прошлой жизни Вритра был праведным царем Читракету, который был вынужден родиться как демон из-за проклятия обиженной им Парвати.
ДБхП содержит весьма пространную версию мифа о Вритре – Сказание об убиении Вритры, VI.1 – 9. Ее содержание вкратце таково. Индра умерщвляет трехглавого сына Тваштара Вишварупу, чье подвижничество могло угрожать его власти (VI.1.29 – 2.29). Тогда Тваштар порождает другого сына – Вритру – и наказывает ему отомстить за брата (VI.2.30 – 2.53). Вритра в битве наносит поражение богам (VI.3.1 – 3.39), а затем возвращается к отцу. По его совету он предается подвижничеству и в награду получает от Брахмы дар: «Ни от сухого, ни от мокрого, ни от камня, ни от дерева не будет тебе смерть грозить» (VI.3.40 – 4.11). После этого Вритра наносит еще одно поражение богам и захватывает власть над небесами (VI.12 – 48). Вишну советует потерпевшим поражение богам обманным путем заключить с Вритрой мир и поклоняться Деви (VI.4.49 – 5.31). Восхваляемая богами, Деви является и обещает подчинить Вритру власти своих чар и усилить оружие богов (VI.32 – 59). После этого боги и мудрецы отправляются к Вритре и просят его заключить мир с Индрой. Тот сначала отказывается, указывая на порочность Индры (VI.1 – 33), но затем соглашается на таких условиях: «Ни сухим, ни мокрым, ни камнем ни деревом И ни ваджрой, ни днем ни ночью Да не поразит меня Шакра вместе с богами», и Индра с Вритрой становятся друзьями (VI.33 – 48). Но коварный Индра, подождав подходящее время, умерщвляет Вритру:
Однажды на берегу океана [Индра] увидел великого асура
В сумеречный час в очень неблагоприятную мухурту.
Тогда Магхаван подумал так о даре, полученном [Вритрой]:
«Сейчас грозный вечерний час, ни ночь, ни день,
И самое время мне убить его при помощи силы, без сомнения.
Одного и в безлюдном месте встретил я его здесь», -
Придя к такому выводу, он вспомнил вечного Хари,
И Бхагаван Пурушоттама явился туда незримым.
В ваджру вошел Бхагаван Хари.
Тогда Индра исполнился намерения лишить жизни Вритру,
То тревога охватила его: «Как я смогу сразить супротивника в бою?
Не в силах одолеть его ни боги, ни данавы.
Но если я не прибегну к обману и оставлю могучего Вритру в живых,
Не будет мне блага из-за того, что врага пощажу я.
И тогда он увидел пену, покрывшую всю поверхность океанских вод.
«Не сухая она, ни мокрая и оружием не является», - [так полагая],
Водную пену взял тогда Шакра играючи
И Высшую Шакти вспомнил он, великой преданности исполненный,
И едва только он подумал о ней, Богиня своей частью наполнила пену.
Ваджру, в которой пребывал Хари, покрыл он тогда этой [пеной].
Покрытую пеной ваджру метнул тогда Шакра в того [Вритру].
Тотчас же рухнул он, сраженный ваджрой, подобно горе,
И возликовал сердцем Васава, лишивши его жизни (VI.6.49 - 60).
После этого боги возносят хвалу Деви и учреждают ее культ (VI.6.60 - 67). Утверждается, что именно Богиня лишила Вритру жизни, а Индра выступил лишь орудием в ее руках (VI.6.68). Но после этого Индра, над которым тяготеет грех убиения брахмана, удалился в изгнание (VI.7.1 – 55). Тогда боги поставили на место Индры царя Нахушу, который прославился своим благочестием, Однако, возгордившись, Нахуша возжелал супругу Индры Шачи и стал преследовать ее (VI.7.55 – 8.33). Тогда боги по совету Вишну совершили ашвамедху для очищения Индры от греха (VI.8.33 - 49), а Шачи стала возносить мольбы Бхувашешвари, и та явилась и обещала низвергнуть Нахушу с трона владыки небес (VI.8.49 - 70). Посланница Деви отвела Шачи туда, где скрывался Индра и супруги встретились (VI.8.70 - 71). По совету Индры Шачи поставила перед Нахушой условие явиться к ней на паланкине, который будут нести мудрецы. Нахуша согласился и, сидя на паланкине, ударил ногой брахмана Агастью, был сброшен на землю и на тысячи лет превращен в змея. После этого Индра вернулся и вновь занял свое место царя богов (VI.9.1 - 64).
Версия мифа об убиении Вритры в ДБхП содержится в шестой книге, прямо следующей за пятой, в которой речь идет о великих демоноборческих подвигах Деви. Таким образом подчеркивается, что убиение Вритры также принадлежит к числу этих подвигов, о чем просто многие ранее не знали (Браун, с. 63). Впрочем, уже в РВ Сарасвати именуется Вритрагхни (Губительницей Вритры) (VI.61.7), и подобно этому в ДМ 11.19 Богиня зовется Вритра-пранахара (Забравшая жизнь Вритры). В начале ДБхП в основном следует сюжету, излагаемому в Мбх V.9 – 18, зачастую дословно цитируя эпический текст. Главное отличие ДБхП от Мбх это введение эпизода с подвижничеством Вритры и даром Брахмы. Кроме того, пурана фактически повторяет этот мотив в эпизоде с договором между Индрой и Вритрой. Подобный договор изначально относился к истории борьбы Индры с асуром Намучи (Браун, с. 66). Второе отличие ДБхП – это введение в повествование Деви, к которой обращаются боги по совету Вишну и которая входит своей частью в пену, которой Индра покрывает свою ваджру, таким образом выполняя обещание усилить оружие богов (Браун, с. 68 – 70). И при этом, если Индра и Вишну оказываются виновны в убиении брахмана, то на Деви как на высшем божестве не может быть греха (Браун, с. 70 – 71).

Tags: Вритра, Девибхагавата-пурана
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments