Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

XXXII Зографские чтения. День второй. Конспекты нек-рых докладов

П.В. Хрущева (Екатеринбург). Энергийный прагматизм в тамильской культуре.
Установка традиционного общества – на удержание энергии. На это направлены религиозные ритуалы. Тамильская культура к этому чрезвычайно чувствительна. Основная ценностная ориентация – энергийный прагматизм. Элементы тамильской ментальности: анангу – энергия, жертва, карпу – целомудрие, эротическое напряжение, страдание, дар, женские посты, бхакти – имеет свою специфику в тамильской культуре. В чем ощущалась энергия? В природных ландшафтах (горные пики и др.), площадках для ритуалов, на поле битвы, в полночь, в оружии, музыкальных инструментах. Животных: льве, змее, слоне, в богах: Муруган, Индра. Почитание демонов. Эта сила присутствует в вожде, в женщине, в абстрактных качествах: суровом обете, целомудрии. Важнейшее место у тамилов занимает жертва. Сначала – жертва собой, потом стала возможна замена. Жертва приводит к обновлению энергии. Убийство богиней бога, бог – образец для человека. В Северной Индии энергийный прагматизм связан с тапасом, в Южной – с воздержанием. Амбивалентная природа Шивы, он и аскет и любовник. Противоречия в этом нет. Сюжет мифа внеморален. Тоже и у южноиндийских деревенских богинь: внутренний эротизм только увеличивает их мощь девственной богини. Возник идеал чистоты и отрешения. Тантра: обретение силы для освобождения. В пуранах мифам стали придавать моральную оценку, носившую искусственный характер. Южная Индия: страдание способствует накоплению энергии. Деификация мучеников. Мариямман утратила силу при виде гандхарвы. Ее супруг приказал ее сыну отрубить ей голову. Миф о Бали: Бали предупрежден Шукой, но не думает отказать Вишну. Стремление вовлечь Вишну в отношение дара. Получение – зло, отдача – добро.Бхакти не бывает бесплодной, бог обязан ответить бхакту. Когда демон требует Парвати, Шива не может отказать.
Выводы:
1. Отсутствие разделения на обыденное и сакральное;
2. Сакральной является сила;
3. все пронизано силой, надо сохранять силу;
4. Вся человеческая деятельность связана со сферой сакрального.

С.В.Пахомов. Некоторые аспекты полимического дискурса в индийских религиозно-философских традициях.

Критический дискурс: специальное, аксиологическое, бездоказательное, идеологическое суждение. Негативизм к оппоненту и позитивизм к себе. Скорее эмоциональное состояние, чем духовно-интеллектуальное. Локаята подвергается всеобщей практике. Сторонники бхакти выступали против брахманистских установлений.
Четыре мишени:
1. Различные традиции, персоналии, тексты;
2. Средства обретения высших состояний (аскеза, жертвоприношения и др.);
3. аморфный комплекс (кали-юга, маия, сансара);
4. лицемеры, корыстолюбцы в рамках собственной традиции;
Аспекты критического дискурса:
1. Сотериологическое проблемное поле;
2. Безымянность;
3. Заочность (ответ на критику не предполагается);
4. Отказ от поиска позитива приписывание негатива, дискредитация;
5. Самовосхваление;
6. Сарказм, ирония;
7. Специфические речевые фигуры:
7.1. Оскорбления («глупцы» и др.);
7.2. Образы и метафоры, усиливающие негативизм; (океан сансары. Сеть шастр, пасть смерти; майя-злодейка);
7.3. Преувеличения, сгущение красок;
7.4. Сравнения, контрасты;
7.5. Претенциозные обобщения (все, всегда, никогда).
Выводы:
- Сходство в формулировках и самом пафосе обличений;
- Неочевидность мнения о глубоком «согласии, терпимости и взаимодополняемости традиций Индии;
- Кипение страстей, нетерпимость. Борьба всех против всех (?)
- Но только на уровне речи;
- Главная причина: огромная значимость предп. цели человека;
- Критика как обратная сторона апологетики.
Tags: Зографские чтения, индология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments