Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Индуистские праздники в честь богинь

Из книги: Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005.

Семь дней Холи или только один седьмой день посвящается почитанию богини Шитала Маты – богини оспы. Женщины идут к святилищу богини и совершают там обряды почитания и жертвоприношения холодной пищей. Шитала Мата не любит жара, ее надо ублажать прохладой, весеннее солнце и жар костра ее возбуждают, почему сразу после Холи женщины и стараются ее умилостивить.
Хиндоли чайтр
Начиная с 3-го дня светлой половины месяца чайтр хиндустанцы в течение месяца отмечают праздник Хиндоли чайтр – чайтр качелей. Точнее, это не столько праздник, сколько продолжительный период, в течение которого поклонение божествам приобретает специфическую форму – их изображения помещаются в специальную качель (люльку) и раскачиваются. В этот же период отмечаются и дни почитания Гаури (она же Деви, Парвати, Дурга, Кали), поэтому дни с третьего числа светлой половины чайтра по третье число светлой половины месяца вайшакх именуются также Гаури-утсав.
Ритуалы Хиндоли чайтра связаны с какими-то древними обрядами, призванными обеспечить плодородие почвы. Напоминанием об этом может служить и конструкция качелей божества (важнейший элемент их – шест или дерево, к которому они привязываются,- служит, вероятно, символом мирового дерева), и сам акт качания, напоминающий, возможно, движения во время любовного соития, причем использование качелей при любовной игре известно в индийской эротической традиции.

Басора
Праздник Басора отмечается в Хиндустане повсеместно, но при этом он считается женским торжеством. Его соблюдают индуски всех каст и даже некоторые мусульманки и джайнские женщины. Проводится Басора для умиротворения богини оспы Шитала Мата и отмечается на девятый день светлой половины месяца чайтр. Женщины соблюдают пост целый день и ночь накануне Басора, готовят особую еду, которую оставляют нетронутой до окончания молитв. В сам день почитания очаг не зажигают и жернова не вертят, чтобы не разогревать атмосферу – в этот день богиню оспы охлаждают, доставляют ей удовольствие прохладой. Шитала Мата и Дурга почитаются одновременно, и им предлагается приготовленная пища. Женщины поют особые песни, прославляющие богинь. После почитания божеств все члены семьи едят приготовленные лакомства.
В доме царит счастливая праздничная обстановка, особенно на женской половине, потому что се заняты приготовлением исключительно вкусных блюд. Особенно велика в этот день роль самой старшей женщины семьи, которая учит невесток, как вежливо обращаться с этой значительной богиней. Эти последние не совершают ритуалов, а только присутствуют при их проведении. Здесь очевидна перекличка с Холи, после окончания которого также почитается Шитала Мата. Тогда считается, что вся атмосфера селения накалена празднованием прихода Солнца и огнем костра. В этих условиях Шитала Мата требует дополнительного умилостивления.
Праздник начинается в момент, когда Солнце входит в созвездие Овна, т.е. строго в астрономический Новый год, и это бывает около дня весеннего равноденствия. Гангаури длится девять-восемнадцать дней, и в каждом селении существует свой, особый способ отмечать его, главное в его содержании – символика культа плодородия, весеннего ежегодного обновления жизни и нового цикла жизни. Индийские исследователи отмечают, что теперь он превратился в одно из главных для туристов развлечений, в нем участвуют также и мужчины, а обрядовая сторона отошла на второй план после зрелищной, действительно впечатляющей. На праздновании Гангаури обязательно присутствуют народные музыканты и танцоры. На водоемах устраиваются катания на лодках, на которые помещаются изображения Гана и Гаури. На ступенчатых спусках к воде - Гхатах за зрелищем наблюдают многочисленные зрители.
Праздник Гаури длится в течение многих дней. Гаури – одно из имен Парвати ,супруги Шивы, и она является объектом особого почитания для женщин в этот праздник. В первый день праздничных торжеств они лепят фигурку богини из глины или рисового теста; эта богато украшенная фигурка выставляется на обозрение в храме, и перед нею совершаются обряды почитания богини, а в конце праздника с большой пышностью ее проносят по улицам. Вместе с Гаури женщины изготавливают фигурку ее божественного супруга Шивы – размером гораздо меньше. Перед фигурками в земле делаются бороздки, куда высеивается ячменное зерно, его поливают, в течение девяти дней оно должно прорасти. У этого алтаря Гаури и Шивы, украшенного засеянным зерном и молодой порослью, и проводятся все обряды праздника. Эти молодые побеги затем становятся украшением на тюрбанах мужчин.
Апофеоз почитания Гаури – катание изображения Гаури на лодке, после чего его возвращают в храм. Это не совсем обычно, ведь, как правило, изображение индуистских божественных персонажей. В ходе праздничного церемониала, в конце его, опускаются в воду. Водные источники рассматриваются в индуизме как средство «передвижения» к небесным божественным обителям, а возвращение Парвати из воды, может быть, символизирует возвращение ее силы – шакти на землю, в помощь людям.
В течение девяти дней, в почитании Гаури находится место и поклонению домашним, семейным божествам. Представленным утварью, инструментами, посудой, обычно употребляемыми в жизни и необходимыми для профессиональных занятий, с помощью которых добываются средства существования. Этим занимаются мужчины семьи, пока женщины участвуют в обрядах почитания Гаури и обрядах магии плодородия. Земледелец собирает свои плуги, сохи, серпы, лопаты в кучу на месте, ритуально очищенном слоем коровьего навоза. Он простирается ниц перед этими инструментами своего труда, совершает перед ними пуджу и жертвует плоды, цветы и т.д. Затем убирает их по местам.

Барсайт
Праздник Барсайт отмечается на пятнадцатый день темной половины, т.е. в амавасья, джйештха. Это один из праздников, который соблюдают замужние женщины, чтобы обеспечить благополучие своим мужьям. Они держат строгий пост. Обряды праздника проводятся около баньяна, это священное дерево есть во всех деревнях. Каждая женщина несет к священному дереву пять новых вееров-опахал, сделанных из расщепленного бамбука, а также джанео, пури, фрукты, сласти. Женщины делают эти приношения баньяну, который также обматывают некручеными нитями, крашенными куркумой, и обмахивают его опахалами – как божество. Эти приношения потом отдаются брахманам, а женщины разговляются пури и кхиром.

Параван
Праздник Параван отмечается в полнолуние джйештха. В течение семи дней до этого женщины собираются ежевечернее в одном и том же месте и поют песни в честь Богини Деви. В день праздника все женщины и девушки идут к пруду, чтобы совершить там обряды почитания листьев лотоса, которые олицетворяют Богиню-Мать Деви. На листья лотоса они наносят горчичное масло и украшают их киноварными пятнышками. Почитают Богиню пряностями и сластями. В полдень в семье едя жареные пончики и пюре из печеного картофеля с пряностями и маслом. Вечером подается большое угощение для семьи: рис, бобы, хлеб, овощи, которые готовят на новом очаге за пределами кухни [Srivastava, 1974. P. 183].

Бахура, или Ганеш Чаутх
Этот праздник выпадает на четвертый день темной половины месяца бхадон. Он соблюдается женщинами высоких каст. Эти женщины соблюдают пост, не принимая даже воды в ожидании основного момента – появления на небе Луны, которую они в этот день приветствуют особым ритуалом. Когда Луна восходит, женщины совершают обряды ее почитания, в которых основное место занимает жертвенное возлияние воды с размешанной в ней сандаловой пастой. Затем они слушаю истории, связанные с этим праздником. О том, например, что бог Ганеш был очень доволен почитанием, которое совершила для него женщина, и потому спас жизнь ее мужу от укуса змеи. В это время едят фрукты и еду, приготовленную только из зерен.

Тинчхаттхи
Праздник Тинчхаттхи отмечается в шестой день темной половины месяца бхадон. Это праздник женщин высоких каст. Богине Шаштхи (Тинсхаттхи мата) поклоняются, дабы она защитила сыновей. Женщины имеющие сыновей, молятся об их долгой жизни. Для них обязательны пост в течение всего дня. Омовение и посещение божеств в храмах. В Каждом храме они жертвуют немного зерна и денег. Наконец, женщины слушают в одном из храмов историю, связанную с праздником, и стоят при службе с окрашенными красной краской зернами риса в ладонях. Потом они завязывают этот рис в анчал (край) своего сари и несут домой. После этого до самого появления на небе луны женщины совершают особый обет – они не садятся, а только стоят. Если женщина не может стоять так долго, то можно сесть на качели. Когда появляется Луна, они почитают ее жертвованием воды с сандаловой пастой. Затем можно совершить почитание старших членов семьи и поесть. В некоторых районах проводятся другие обряды, состоящие в следующем. Женщины берут с собой на берег пруда, где совершают омовение, куркумовую пасту, творог, киноварь, деньги, цветы махуа (Bassia latifolia) и дикий рис. Там, на берегу, они изготавливают небольшую горку из глины и втыкают в нее траву куша.

Наваратри
Первые девять дней месяца ашвин посвящены празднованию Наваратри (букв.: «девять дней»), являющегося своеобразной прелюдией Дашеры (букв.: «десятый»). В эти дни супруга Шивы богиня Дурга («Крепкая»), известная также как Парвати, Кали, Гаури, почитается в своих десяти ипостасях. Поскольку Наваратра посвящена Дурге, то этот праздник известен еще как Дурготсав. Хотя Дурготсав наиболее пышно отмечается в Бенгалии, он признан в качестве великого индусского праздника и в Хиндустане. Хиндустанцы, однако, в праздновании Наваратри делают акцент на поклонении Раме. При помощи Дурги эпический Рама на восьмой день Наваратри победил ракшаса Равану. Эта победа воспринимается и празднуется как победа вселенского Добра над Злом. Именно рамаистский сюжет выступает на главный план в Хиндустане, где предшествующие Дашере дни изготовляются огромные изваяния демонов Раваны, Кумбхакарны и Мегханатха, чтобы быть сожженными на десятый день ашвина. Статуи высотой около двадцати метров и более делают из жердей, головы – из глины, все это покрывают тряпьем. Руководят работами горшечники, причем считается, что самые лучшие фигуры изготовляют горшечники из делийского района Кумартули [Kumartuli… 1989].
Несмотря на то что в Хиндустане Даше празднуется как день Рамы, а не как праздник Дурги, связь культов Рамы и Дурги четко прослеживается и в Хиндустане. В частности, здесь популярна легенда о том, что именно Рама, после победы над Раваной с помощью Дурги, ввел в практику поклонение ей в этом месяце вместо известных с древности торжеств в честь этой богини, проводившихся весной как Васанти пуджа [Durga Puja, 1988].

Аштами
Аштами, восьмой день каждой половины месяца, считается поводом для почитания Богини Деви.
Tags: богини, праздники, шактизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments