Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Гувахати

Согласно различным легендам, рассказывающим об Учителе Матсьендранатхе, он обрёл откровение о культе йогини в стране Камарупа. Вероятно, речь шла о территории между холмом Нилачала, где обитает богиня Камакша в своём храме Камакхья в окрестностях Гувахати, и холмом Камадев в сорока километрах, где пребывал бог Кама.

Вот несколько стихов из Маха-Кауладжнананирнаи, где упоминаются Камарупа и Камакхья:

«… Не следует передавать [знание] человеку, который не был предварительно испытан, но только тем, кто был подготовлен воспринять его. После посвящения в опыт Кулы ему можно сообщить признаки сути Бытия. Следует осознавать пять драгоценностей Кулагамы. Первая прерывает процесс старения, вторая даёт то, что он желает, третья это Камарупа, четвёртая это бессмертие и пятая это великая драгоценность, избавляющая от лихорадки и смерти» (М-К., патала XVII,11-13).

«В Камарупе эта шастра связана с йогини, которые пребывают в каждом доме. Обладатели знания, данного через милость, смогут использовать это искусство постоянно и будут способны отнестись благосклонно или наложить наказание, достигнув [состояния] единения [посредством] йогини.

О прекрасная! Эта великая шастра была открыта на Чандрадвипе. В Камакхье были слодены гимны, происходящие из глубин Махаматсьи» (М-К., патала XXII. 8-12).

Храм Камакхьи является самой известной питхой (священным местом) Деви, куда упала её йони (вульва), когда Шива блуждал по земле, неся тело своей покойной супруги. Шива забыл свои божественные обязанности и будучи вне себя от горя, танцевал, как безумный. Чтобы положить этому конец, Нараяна (Вишну) своим диском рассёк тело богини на пятьдесят одну часть, которые упали на землю, и ныне имеется пятьдесят одна шактипитха, где почитают богиню.

Шактизм получил развитие на востоке Индии, в областях, покрывающих Бенгалию, Ориссу и Ассам. Один из ассамских царей – приверженцев шактизма пригласил брахманов из Бенгалии, чтобы они занимались храмом и обрядностью в Камакхье.

Одновременно Камакхья превратилась в один из самых известных тантрических центров в Индии. Различные секты проводят свои обряды в строгой тайне, так что в них могут участвовать только посвящённые.

Длинные ряды верующих терпеливо ожидают момента Даршана священного камня, откуда бьёт источник воды. Другие верующие на периферии храма приносят в жертву кокосовые орехи, цветы и животных. Самый важный праздник, отмечаемый в храме Камакхьи это так называемый Амбувачи. Между седьмым и двенадцатым днями индуистского месяца Ашадха (июнь) двери храма запираются, чтобы богиня отдыхала, потому что у неё начинаются месячные. Когда двери вновь открываются, тщательно моют принадлежности, используемые для пудж. На холме есть девять других храмов, посвящённых различным проявления Деви.

О храме Камакхьи рассказывается в бесчисленном количестве легенд – иногда эти повествования противоречивы и ошибочны с хронологической точки зрения. Согласно одной из них, Камадева воздвиг каменный храм, посвященный богине на месте, где упала её йони, и чтобы сопровождать символ богини, на стены были высечены изображения шестидесяти четырёх йогини и шестнадцати бхайрав. Если этот храм в действительности существовал, то позже он был разрушен. В XVI в. храм был восстановлен на месте, где находилось первоначальное святилище. Рассказывают также, что единственная часть первоначального храма из сохранившихся до наших дней это та, что находилась под землёй, защищая йони.

Гувахати это интересный город, раскинувшийся в окружении холмов и великой реки Брахмапутры. Храм Умананда Мандир находится на острове посередине реки, так что его можно достичь только на лодке. На берегу реки есть другой важный храм, посвящённый Шиве, куда верующие приходят, чтобы поклониться огромному каменному линге (фаллосу). В другом конце города находится храм Наваграх Мандир на горе Читрачал, представляя собой астрологический и астрономический центр.

Путешествуя по влажным лесам, покрывающим холмистую землю Ассама, мы переносимся в эпоху, когда эта страна называлась Камарупой, особенно когда посещаешь место Камдев. Там кажется, что в джунглях притаились дикие животные, а на берегах соседнего озера можно увидеть перелётных птиц. В окружении бабочек и стрекоз появляются руины эротических статуй и храмов средневековой эпохи. В музее, расположенном в этом месте, выставлены скульптуры как свидетельство совершавшихся здесь когда-то в древности обрядов.

Если именно в стране Камарупа Матсьендранатха получил откровение о культе йогини, то это должно было произойти на месте наподобие холма Камдев, где вибрации бога Камы трансформируют энергии, и ощущаются процессы божественной алхимии.

Из книги: Dupuis S. Templos de Yoginis en la India. Notas de viaje, leyendas y misterios. Varanasi: Pilgrims Publishing, 2008. P. 95–98. Перевод с испанского Андрея Игнатьева.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment