Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Мой доклад на XXX Зографских чтениях "Паломничество в Калика-пуране"

Вся содержащаяся в Калика-пуране информация о святых местах и паломничестве по ним, выступает как бы на двух уровнях. Первый уровень это общеиндийский, а второй – локальный, связанный со святыми местами Камарупы.
К первому уровню относится миф о происхождении питх – святых мест шактов. Это знаменитый миф о жертвоприношении Дакши, версия которого излагается в КП. Дакша отказывается пригласить Шиву на устроенное им жертвоприношение, и дочь Дакши Сати, не вынеся оскорбления, нанесенного ее мужу, совершает самоубийство, силою йоги удалив жизненные дыхания из тела. Тогда Шива в скорби по своей супруге взвалил ее тело на плечо и принялся с ним бродить по миру. И тут встречается интересная фраза: «Когда, неся труп Сати, Бхарга пришел в земли, / Лежащие на востоке, эти земли стали известными, как годные для [совершения] жертвоприношений» (18.14). Возможно, это связано с воспоминаниями о миграции ариев с запада на восток Индии. Затем боги незримо силою волшебства проникают в мертвое тело Сати и делят его на части. В тех местах, где на землю упали эти члены тела, и появились питхи. В КП упоминается семь питх: Пурнагири (где упали шея и плечи), Девикута (ноги), Уддияна (бедра), Камарупа (гениталии), восточный предел Камарупы (пупок), западный предел Камарупы (голова) и Джаландхара (груди) (18.42-51).
Как замечает Н. Бхаттачарья, первоначально эти места были центрами культа местных богинь и не были связаны между собой, и этот миф служил тому, что культы местных богинь привязывались к почитанию единой великой Богини, что явилось важным этапом в развитии шактизма. Ван Куидж замечает, что КП является одним из источников формирования традиции четырех главных питх, к которым относятся Одра (или Уддияна), Пурнагири, Джаландхара и Камагири.
В целом, надо признать, КП не уделяет большого внимания питхам, имеющим общеиндуистское значение, за исключением питхи Камакхьи, расположенной в Камарупе. В одном месте сказано, что питха Камакхьи, Одра и прочие питхи являются местами предпочтительными для совершения человеческих жертвоприношений (67.70). Есть также одно интересное установление, что лучше всего, когда поклонение Богине в питхе совершает уроженец этой страны, потому что «от прикосновения руки уроженца страны благая Богиня не приходит в волнение». И еще сказано: «Если же кто придет из одной страны к питхе в другую страну, то пусть совершает пуджу, следуя наставлениям уроженца этой страны» (64.33-34), и только в этом случае паломник получит плод поклонения. «В какой бы стране питха не находилась, в Одре, Панчале либо другой, / Люди пусть поклоняются божеству в этой питхе, как указывает родившийся в этой стране» (64.36).
Такое установление связано, возможно, с тем, что данные святые места имели первоначально только местное значение, и тонкости всех ритуалов были знакомы только местным жителям, которые могли к тому же получать доход от паломников, помогая им отправлять культовые обряды.
В КП представлено и символическое понимание питх, столь характерное для тантр. В 64-й главе, где речь идет о мандале Камешвари, описывается, как на мандалу помещается три питхи, считавшиеся основными: Джаландхара на северную и западные части, Одра на южную и Камарупа на восточную (64.11). Этим сведения об общеиндийских питхах и ограничиваются.
Зато КП содержит огромный объем информации о святых местах, находящихся на территории Камарупы, где была и создана эта пурана.
Немного о том, что представляет собой Камарупа. Камарупа это страна, расположенная на территории западной части нынешнего штата Ассам. Другое ее название, еще более древнее, это Прагджьотиша. В Рамаяне и Махабхарате эта страна упоминается под названием Прагджьотиша, в то время как в некоторых пуранах в ходу оба названия. Согласно Йогини-тантре, тексту, составленному в 16 веке в Ассаме, Камарупа включает не только территорию современного Ассама, но также Северную Бенгалию, Бангладеш, Бихар и некоторые другие территории (Калика-пурана, с.51-52).
Согласно КП, Камарупа имеет треугольную форму. Западной ее границей служит священная река Каратоя, (38.118) которая в тексте пураны именуется «истинной Гангой» (76.122) и которая упоминается уже в Тиртхаятрапарве в Махабхарате, где сказано: «Кто придет к Каратое и пропостится там трое суток, тот человек по установлению Праотца обретает (плод) ашвамедхи» (111.83.3). Восточную границу обозначает святилище богини Диккаравасини, это место, где сейчас протекает река Дикраи.
Таким образом, Камарупа включает долину реки Брахмапутры (в текстах Лаухитьи), также упоминаемая в Тиртхаятрапарве (111.83.2). Это гористая местность («Ассам» и означает «неровная земля»), изобилующая множеством мелких рек и озер. Население Камарупы, в древности состоявшее из тибето-бирманских, австроазиатских и тайских племен, подверглось длительному процессу индуизации и санкритизации.
Главным святилищем Камарупы является уже упомянутая питха богини Камакхьи, расположенная на горе Нила (Нилачала или Нилагири). Сама богиня Камакхья изображается пятиликой и восседающей на Шиве. Как пишет Ван Куидж, эта богиня обнаруживает характер весьма сходный с характером других горных богинь и их супругов, чьи культы были широко распространены в предгорьях Гималаев и Гиндукуша. Эти культы включают в себя оргиастические обряды и кровавые жертвоприношения. Центральным объектом поклонения на Нилачале выступает расщелина в камне, который является, согласно пуране, упавшим на землю и окаменевшим йони Сати. В самой пуране это место описывается так: «Гора Нила, имеющая треугольную форму, низкая посередине, есть сам Садашива (…) Там есть пещера Манобхавы, Манобхавой созданная. [Внутри пещеры] находится прекрасная йони, принявшая форму камня, Двенадцать ангул в ширину и двадцать одна ангула в длину» (62.87-88). Сказано также, что богиня Камакхья нисходит сюда, чтобы тайно предаваться любовным утехам с Шивой (58.54), и что на этом камне железо обращается в прах (62.77).
С паломничеством на гору Нила, которая превозносится как величайшее святое место (58), связан миф о том, как мудрец Васиштха попытался взойти на эту гору, чтобы совершить поклонение Камакхье, однако царь Нарака, правивший в то время Камарупой, не пустил его, осыпав бранью. В ответ Васиштха проклял его, предсказав, что, во-первых, он падет от руки собственного отца (а его отцом был сам Вишну, зачавший его в воплощении Варахи в утробе богини Земли), а во-вторых, пока Нарака жив, Камакхья со своей свитой покинет гору Нила, что и произошло (39).
Гора Нила, со святилищем Камакхьи, которая по сей день сохраняет значение общеиндуистского центра паломничества, образует своего рода ось, стержень, вокруг которого размещаются все прочие бесчисленные святые места Камарупы. Как сказано в самой пуране: «Камарупа это кшетра Богини, и другой земли, равной ей, не существует. В других местах редко встречается Богиня, в Камарупе же она в каждом доме» (58.41-42).
Описанию всех святых мест Камарупы посвящены главы КП с 77 по 82. В ход повествования это описание вводится следующим образом. Сыновья Шивы Бхрингин и Махакала, вследствие проклятия своей матери Парвати родившиеся на земле как Ветала и Бхайрава, стремятся вернуть утраченный божественный статус и с этой целью отправляются паломниками в Камарупу, где их отец Шива встречает их и сначала дает им наставления касательно поклонения Богине. И когда они в соответствии с его рекомендациями на горе Нила, служащую обителью Камакхье, совершают это поклонение и милостью Богини становятся предводителями ганов, Шива вновь является к ним и делает обзор всех святых мест Камарупы. Начинает он этот обзор с северо-западной части, а затем продолжает юго-западной, северной и центральной. Описание напоминает соответствующий раздел в Махабхарате – Тиртхаятрапарву и носит весьма монотонный характер, сначала называется почитаемый объект, в качестве которого могут выступать река, озеро, гора или изображения лингама и йони, затем может даваться краткое описание, связанных с ним ритуальных действий и называться заслуга, обретаемая в результате их совершения. Формула примерно такая: «Есть такая-то река, если кто-либо совершит в ней омовение и, прочитав мантры, взойдет на такую-то гору и там совершит поклонение лингаму, то он обретете такую-то награду». И заканчивается обзор следующим утверждением: «Кто предпринимает паломничество по всей Камарупе / И, посетив все тиртхи, поклоняется их божествам, // Десять поколений своих предков, десять поколений потомков и себя самого / Утвердив в божественном знании, достигает освобождения вместе со всеми ними» (80.192-193).
В данном разделе приводятся мифологические эпизоды, призванные подчеркнуть, как святость всей Камарупы, так и отдельных мест паломничества.
Так, в 81-й главе рассказывается, что реки Камарупы были некогда настолько святыми, что жители этой страны, совершая в них омовение, сразу же обретали природу Шивы, и Яма не был властен над ними. Тогда Яма и прочие боги пожаловались Шиве, и он отправил своих ганов вместе с богиней Угратарой с целью изгнания всех людей из этой страны, что они и сделали. Среди изгоняемых оказался мудрец Васиштха, который наложил проклятие на Шиву, на его ганов и на Угратару. По этому проклятию, ганы обратились в млеччхов и стали населять Камарупу, Шиве стали поклоняться только эти млеччхи, а Угратара стала почитаема исключительно через вамачару. Сама Камарупа стала страной без Вед, без мантр и без людей четырех варн. И лишь потом, когда Вишну посетил Камарупу, она освободилась от действия проклятия. Этот миф отражает первоначальный состав населения Ассама, варварский с точки зрения индуистов.
Мифы же, связанные с отдельными святыми местами, встречаются редко.
Например, в 77-й главе, рассказывая о лингаме Джалпиша, расположенном в северо-западной части Камарупы, Шива сообщает, что некогда кшатрии в страхе перед Парашурамой нашли прибежище у Джалпиши, приняв обличье млеччхов, а затем стали его ганами (77.29-31).
О происхождении реки Лаухитьи (Брахмапутры) рассказывается, что некогда Парашурама, дабы смыть с себя грех убиения матери, по совету отца совершает омовение в озере Брахмакунда и омывает там же свой топор, а затем прорубает в горах канал и низводит реки Брахмапутры (82.25-34).
Таким образом, КП является ценнейшим источником информации о святых местах паломничества Камарупы, знаменуя собой их процесс их включения в общеиндуистский контекст.

Андрей Игнатьев
Tags: Калика-пурана
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments