Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Книга Анамики Рой о йогини

Roy A. Sixty-four yoginis. Cult, Icons and Goddesses. N.D.: Primus Books, 2015.

В тантрических текстах или пуранах часто с описанием какой-либо манифестации Богини упоминаются ее йогини (манифестации, входящие в состав свиты), как например, в КП. Обычно таких йогини восемь: 50.43–44, 56.4–6, 61.40–41, 61.87–88, 61.96–97. В 61.113–114 перечислены двенадцать йогини, а когда речь заходит о Богине в ее высшей форме, появляются даже мириады йогини (60.52; 61.3). Наряду с этим в тексте КП обнаруживается такое важное понятие, как шестьдесят четыре йогини, которые выделяются уже в объект поклонения, в текстах ассоциируемый с Шивой. И именно группа шестидесяти четырех йогини обретет в эпоху создания КП важное значение. Легендарный йогин Матсьендранатх, автор «Каула-джнана-нирнаи», создает эзотерический культ йогини-каула, после этого, согласно популярной точке зрения, почитание йогини обретает популярность, обретая отличие от йогини-спутниц богинь в текстах. По мнению Х.П. Шастри и А. Роя, это произошло в IX в., а П.К. Бахчи и Г. Ферштайн относят деятельность Матсьендранатха к середине XI в.

В это время, т.е. в 900–1200 гг. в Индии появляются храмы йогини. В отношении архитектуры они сисльно отличаются от традиционных индуистских храмов. В них нет ни гарбхагрихи, ни шикхары или виманы. Эти храмы представляют собой не очень высокое каменное кольцо (высотой от 6 до 10 футов и толщиной от 25 до 125 футов) под открытом небом. Внутри этого кольца по всему периметру располагаются ниши, в которых находятся (или находились) скульптурные изображения йогини. Как правило, это полуобнаженные женщины с пышными, соблазнительными формами, что соответствует традиционным канонам индийской женской красоты. Однако у некоторых из этих чаровниц пугающие лица или даже вместо человеческой головы находится голова какого-либо животного. Некоторых из йогини можно отождествить с матриками, т. е. с шакти богов, которые появляются в мифе о Шумбхе и Нишумбхе в ДМ и ДБхП. В центре храма может находится изображение Шивы или Бхайравы.

Архитектура храмов йогини всегда смущала исследователей; предполагают, что форма этих храмов могла иметь образцом мандалу, янтру или чакру, а также символизировать йони. Йогини движутся по кругу, и окружность храма может означать Кала-чакру (колесо времени). А. Рой связывает необычную форму храмов йогини с местными верованиями. В народных представлениях йогини это танцующие богини, нисходящие с небес.

Известные храмы йогини находятся в Хирапуре, Ранипур Джхариале (Орисса), Шадоле, Бхерагхате, Кхаджурахо, Бадохе, Митаули, Дудхахи (Мадхья-Прадеш), Локхари (Уттар-Прадеш). Обращает на себя внимание, что храмы йогини отсутствуют на территории Бенгалии и Ассама. Анамика Рой объясняет это тем, что йогини принадлежали ни к одной традиции, а к нескольким разным, и в Бенгалии и Ассаме йогини почитались не в храмах, а в геометрических формах на пальмовых листьях или одежде. Также сооружение храмов было, возможно, связано с политическими причинами: тамошние правители хотели таким образом снискать благоволение женских божеств и привлечь на свою сторону местных жителей, чьи божества включались в состав йогини.

Существуют различные гипотезы относительно происхождения образов йогини. Согласно одной из них, йогини стали местные женские божества, почитаемые в среде племен и низших каст и включенные в «большую» традицию, о чем свидетельствуют имена некоторых йогини. Кроме того, якшини могли вполне трансформироваться в йогини – и те и другие связаны с деревьями и культом. Приверженцы другой гипотезы, как например, Н. Бхаттачарья, утверждают, что йогини первоначально были человеческими существами, женщинами из крови и плоти, жрицами, в которых, как верили, вселилась богиня. И позднее они были возведены в статус божества. В подтверждение этой гипотезы можно привести слова из «Каула-джнана-нирнаи», где йогини приравниваются к реальным женщинам, живущим в Камарупе.

О характере почитания йогини в храмах можно только строить предположения. Однако некоторые детали их культа становятся ясны из текстов. Например, в Куларнава-тантре описывается обряд поклонения йогини, совершаемый перед поклонением Богине. Йогини любят кровь и вино. В БрДП описываются танцующие йогини, пьющие эти субстанции. Проводился также обряд йогини-чакра, в котором принимало участие восемь женщин и восемь мужчин, а девятая женщина помогала им в достижении высочайшего блаженства. Неизвестно, совершался ли этот обряд в храме ли в каком-либо тайном месте.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments