Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Йогини-тантра

Последние полгода занимаюсь работой над переводом Йогини-тантры. Эта достаточно объемная тантра была создана в XVI в. в Ассаме (древняя Камарупа) и принадлежит традиции вамачары (тантры левой руки). До сих пор текст не переведен ни на один европейский язык (есть только перевод на русский шестой главы, который вошел в сборник «Каула-тантра-санграха»); имеется полный перевод на хинди. В ЙТ Кали прославляется как величайшее божество, властвующее над бесчисленным количеством миров-брахманд, возникающих из пузырей на поверхности Причинного океана, и в каждом из этих миров есть свои Брахма, Вишну и Шива. Тантра содержит наставления о каула-йоге, кавачах, шаткарме, почитании гуру и использовании четок (джапа-мала), а также пространные сведения о Камарупе и ее святых местах. Но мое внимание больше привлек раздел, который содержит легенды, посвященные Кали, Шиве и Камакхье (Кали как любовная страсть). Мифологические сюжеты не так уже часто встречаются в шактистских тантрах, и в этом отношении ЙТ является исключением.

Перед нами разворачиваются удивительные картины. Например, в девятой главе Шива оказывается внутри тела Кали. Находясь в теле Богини, Шива бродит по нему на протяжении мириадов лет и наблюдает бесчисленное количество огромных миров. Поражённый увиденным, он утрачивает память обо всём, включая свою собственную природу (I.9.2–8). Наконец, после неимоверно длительных скитаний, Шива достигает сердца – лотоса Богини, на чьих лепестках он видит все священные книги, науки и философские системы и тотчас же обретает всю полноту знания (I.9.8–39). Здесь же содержится принципиально важное утверждение, что между ведами и агамами нет различия, как и между двумя дживами (I.9.12). затем Шива оказывается на аджня-чакре Кали, и в это же время с подбородка Кали падают две капли пота, из которых появляются на свет Брахма и Вишну. Испуганные, они прячутся в ноздрях Богини и рыдают (I.9.43–46). Тогда Шива отправляется к Вишну и Брахме и передаёт им священное знание, за исключением знания агам (I.9.48–53). При этом Шива подчёркивает, что изначальным наставником для него является Кали (I.9.53). Все трое великих богов по очереди возносят Богине хвалу, причём Брахма делает это гимнами из шастр, Вишну – из вед, а Шива – из агам. В благодарность та поручает им их традиционные роли создателя, хранителя и разрушителя мира (I.9.54–66).

А семнадцатая глава посвящена истории асуры Колы и обряду почитания девственниц (кумари-пуджа). Вначале говорится о том, что Брахма наложил (по неизвестной причине) проклятие на Вишну, и тот, чтобы очиститься от греха, стал поклоняться Махакали, повторяя её мантру из восемнадцати слогов. Тогда милостью Богини грех покинул сердце Вишну и принял облик ауры по имени Кола (I.17.3–5). Так в очередной раз повторился сюжет с демоном, захватившем власть над вселенной, и страдающими богами, взывающими к Кали (I.16.6–7). Та, сжалившись над небожителями, приняла облик девочки-брахманки и явилась к Коле, который с почтением встретил её. Представившись сиротой, она попросила у него еды, и Кола накормил её. Когда девочка попросила еды во второй раз, он снова не отказал ей. И наконец, когда она обратилась с такой просьбой в третий раз, он отвечал: «Ешь, о девочка, пока не будешь сытой!» Услышав эти слова, Кали в облике девочки сожрала всех жителей города Колы, его войско и, наконец, его самого, избавив, таким образом, мир от тирании демона (I.17.10–20). Отсюда, согласно ЙТ, и берет свое начало обряд кумари-пуджа, значению которого посвящена оставшаяся часть данной главы.

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments