Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Спорт в Индии

Давно замечено, что всеобщее увлечение спортивными зрелищами роднит современную эпоху с античностью. Футбольные матчи вызывают ныне столько же эмоций, как когда-то бои гладиаторов и гонки колесниц. И как во времена Спартака или Нерона, с большим спортом в наши дни неразрывно связана большая политика. Однако есть страна, которую страсти на трибунах обходят стороной, и страна эта – Индия.
Показательно, что на олимпиаде в Лондоне в 2012 году индийские спортсмены сумели завоевать только 2 серебряных и 4 бронзовых медали, и азиатского гиганта с населением более 1 млрд. человек обошли такие крохотные государства, как Литва, Латвия, Дания и Багамские острова. Одна из бронзовых медалей, кстати, принадлежит женщине-боксеру с труднопроизносимым именем Чунгнейджанг Мэри Ком Хмангте, уроженке штата Манипур. Этой женщине, напоминающую воинственных богинь из индуистских мифов, даже посвящен художественный фильм. Впрочем, трудно сказать, чтобы бокс, а особенно женский, пользовался в Индии особой популярностью.
Те индийцы, которым интересен спорт, предпочитаю играть в доставшийся в наследство от англичан крикет, который, кстати, не является олимпийским видом спорта (крикет также популярен в Пакистане и Афганистане). У нас далеко не каждый может представить, что такое крикет, но достаточно будет сказать, что это командная игра с мячом и битами, родственная русской лапте. Еще одним индийским национальным видом спорта называют хоккей на траве. До середины XX века индийцам в этом виде спорта действительно не было равных, и индийская сборная в финале даже обыграла немцев на олимпиаде 1936 года в Берлине. Этот знаменитый матч можно увидеть в знаменитом фильме «Олимпия». Впрочем, времена славы остались давно позади, и ныне индийская сборная по хоккею на траве занимает лишь 8 место.
Иногда Индию называют родиной шахмат, что не совсем верно. Современные шахматы представляют собой только отдаленных потомков древнеиндийской игры чатуранга, в которой участвовало четыре человека, а ходы определялись бросанием кости. И только путем длительной эволюции, распространившись из Индии на Средний и Ближний Восток, а затем проникнув в Европу, эта игра к позднему средневековью приняла облик современных шахмат. Впрочем, в шахматах Индии есть чем гордиться – 15-й чемпион мира – индиец Вишванатан Ананд.
Вот, пожалуй, и все, что можно сказать о спортивных достижениях индийцев. Что же касается «самого популярного и демократического вида спорта», как иногда называют футбол, то сборная Индии по рейтингу ФИФА на август 2016 года занимает 152 место! Желающим узнать, как воспринимают «игру миллионов» жители Индостана, советую ознакомиться с одним любопытным постингом в «Живом Журнале»: http://arissston.livejournal.com/196586.html. Автор постинга немало иронизирует над тем, с каким безучастно-отрешенным выражением лица индийцы взирают на игру, которая в других странах становится поводом для массовых беспорядков. Впрочем, у такой позиции есть большой плюс: в Индии нет агрессивных футбольных фанатов, которые тревожат мирных обывателей не только в Европе и Латинской Америке, но уже и в Турции и Египте.
Многие посчитают, что «неспортивность» индийцев уходит в глубь веков и связана с созерцательным настроем, присущим индуизму. И действительно, знакомясь с индийской скульптурой, мы не увидим мужчин с мощными торсами и рельефной мускулатурой, как на античных изображениях. В индийском домострое – «Камасутре» - при перечислении 64 искусств, которыми должен владеть образованный горожанин, на самом последнем месте упоминаются некие «телесные упражнения», однако при описании распорядка дня ни о какой «физкультуре» нет и речи. В этом весьма значительное отличие «горожан» «Камасутры» от граждан античных полисов, не мысливших себе жизни без регулярных занятий спортом.
Впрочем, в источниках содержится упоминание об играх с мячом (kanduka), которыми занимались незамужние девушки – эти игры позволяли лучшим образом продемонстрировать красоту рук и упругость грудей (напр., Махабхарата III.111.13-17). Упоминаются и спортивные состязания в присутствии зрителей. Наиболее известное описание подобного рода содержится в Бхагавата-пуране (X.42-44). Здесь юные Кришна и Баларама являются на состязание (malla-krIDA), устроенное царем Кансой по случаю праздника в честь бога Шивы. Они выходят на арену (ra~Nga) и поочередно умерщвляют царских борцов (malla). Впрочем, перевод слова malla как борец недостаточно точен. Из описания поединков следует, что здесь применялись абсолютно любые приемы, что роднит их с древнегреческим панкратионом, а исход мог быть летальным. Апте дает такие значения слова malla: 1) a strong man: 2) an athlete, a boxer, wrestler. В популярном переложении Бхагавата-пураны В. Г. Эрман неверно называет Чануру, одного из malla, воином Кансы. Однако malla вовсе не были воинами-кшатриями (кшатриям и достоинство не позволило бы биться с пастухами), а спортсменами-профессионалами из низших каст (само слово malla, возможно, имеет дравидийское происхождение). Из Бхагавата-пураны мы узнаем, что на состязании присутствовал сам царь, восседавший на специальном возвышении или сидении (rAja-ma~ncha), а также его подданные, включая женщин - последние проявляли к ходу поединков самый живой интерес и вовсю болели за прекрасных Кришну и Балараму.
Как мы видим, индийцы в старину вовсе не были равнодушны к спортивным состязаниям, пусть и весьма жестоким, хотя «массовая физкультура и спорт» не получили распространения в их среде.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments