Санскрит, индуизм, тантра (devibhakta) wrote,
Санскрит, индуизм, тантра
devibhakta

Йогини из Локхари и Рикхияна

Локхари
Изображения йогини из Локхари очаровывают не только утонченностью стиля и качеством работы ваятелей, но и необычным сочетанием: мы видим головы животных на телах сладострастных женщин. Каждая йогини, кажется, была высечена из большого каменного блока высотою в полтора метра. У некоторых йогини на пьедестале можно увидеть маленькую скульптуру, изображающую животное, соответствующую вахану (средство передвижения) этой йогини.
Когда д-р Дехеджа в 80-е гг. посетила Локхари, она отыскала двадцать изображений йогини между разбросанных камней, и эти изображения, вероятно, принадлежали храму. Когда мы побывали в этом месте спустя более чем двадцать лет, перед нашим взором предстало только несколько обломков изображений. Кажется, что постоянные кражи скульптур, упомянутые ей в своей книге, по прошествии времени стали еще более частыми. Находясь без охраны в безлюдном месте Локхари, изображения йогини оказались легкой добычей для ловких коммерсантов, придумавших способ их похитить.
В городке Рипура мы отыскали йогини, вызволенную из рук преступников и ставшую богиней-хранительницей полицейского участка этого городка. Это йогини с головой медведицы. А вот йогини с головой змеи ждала более печальная судьба. Сейчас только часть её головы находится в крепости Гархва, по дороге на Аллахабад. В стенах этой крепости располагается несколько храмов. Рядом, в огражденном решеткой хранилище находятся обломки скульптур, которые были найдены в окрестностях. Нелегко было отыскать отыскать человека, который может открыть дверь хранилища, и пытаться из-за решетки различить йогини из Рикхияна и обломок скульптуры йогини с головой змеи. Возможно, прочие йогини спрятаны в другом месте и в скором времени будут выставлены в строящемся на территории крепости музее.
Согласно д-ру Дехеджа, только у трех из двадцати скульптур, находившихся в Локхари, были человеческие головы, и этими тремя являлись матрики (у Айндри была диадема на голове, молния - в руке, а её ездовым животным служил слон; Вайшнави, также венчанная диадемой, имела четыре руки и Гаруду у своих ног; Чамунда, с гирляндой из черепов, находилась в сидячем положении, поставив обе своих ноги на мужчину и держа в четырёх руках атрибуты Шивы, а также чашу-череп, из которого, как кажется, пожирала кусок мяса).
Тайна голов животных в связи с культом йогини выступает темой, имеющей основополагающее значение. У некоторых сект Шива выступает как Повелитель животных, Пашупати. Согласно имеющимся сведениям, секта пашупата была основана или реформирована Лакулишей, святым, распространявшим культ Шивы в эпоху, когда буддизм достиг своего расцвета.
Пашу означает животное или путы, а Пати - Бога. очевидно, благодаря почитанию и преданности Шиве возможно освободиться от пут инстинктов, удерживающих нас подобно пленникам.
В одной из многочисленных легенд о Владыке животных рассказывается, что Шиве надоело быть постоянно почитаемым в Каши (Варанаси) и он обратился в антилопу, чтобы жить вольной жизнью с другими животными на горе. Брахма, Вишну и другие боги не могли потерпеть, чтобы Шива жил вне каши и принялись его искать. Ловя антилопу, они отломали ее рог. Вишну перенес рог в Непал и вплоть до сегодняшнего дня его почитают в Пашупати-натхе (храме в Деопатане в окрестностях Катманду), как если бы он был лингамом (фаллосом). Так Шива стал Повелителем зверей.
Шива-Пашупати обрел большое значение в эпоху распространения тантризма. Непальские буддисты отождествили Пашупати с Авалокитешварой, также как и Матсьендранатху (основателя культа йогини).
Пашупати также почитается в качестве защитника буддийскими школами шакья в Тибете и изображается на задних стенах их гомпа (буддийских храмов) обнаженным в обществе своей Деви, с эрегированным фаллосом как Йогешвара, Владыка йоги.
Как можно заметить, различные религиозные течения смешивались и приспосабливались к народным верованиям. Возможно, школа, почитавшая йогини с головами животных в Локхари, имела ритуалы и практики йоги, благодаря которым адепты стремились освободиться от пут, символизируемых тем или иным животным.
Как было сказано ранее, только суровые и немые каменные стены хранят тайны практик и ритуалов культа йогини.

Рикхиян
(начало X в.)
Рикхиян находится не очень далеко от Локхари, вблизи от берега реки Ямуна в сельской местности. В этом месте есть несколько пещер, откуда бьет источник воды. Есть также и развалины храмов, но не осталось и следа от храма, посвященного йогини с каждой стороны.
Скульптуры, которые находились в этом месте, свидетельствуют, что храм йогини должен был иметь прямоугольную форму, потому что речь идет о каменных блоках, на которых были высечены по четыре образа.
Йогини изображены в сидячей позе, именуемой лалитасана. В наши дни ни одна из йогини не находится в первоначальном месте. Три блока были перевезены в крепость Гархва, находящуюся в пятидесяти километрах от Аллахабада. Там скульптуры были помещены в хранилище крепости, будучи защищены решеткой с замком. Также один блок хранится в музее Денвера в Соединенных Штатах. Среди йогини из Рикхияна встречаются матрики Чамунда и Варахи. Ввиду того, что каменные блоки содержат по четыре образа, мы можем представить, что храм был посвящен группе шестидесяти четырех йогини (кратное 4) и был прямоугольным, учитывая форму каменных блоков.
Вблизи от того места, где находятся пещеры Рикхияна, нельзя различить ровного пространства, которое могло бы дать приют храму, но не очень далеко отсюда, на берегу пруда, воображение посетителя могло бы воздвигнуть стены храма шестидесяти четырех йогини Рикхияна.
Среди изображения йогини есть одна богиня с головой лошади, восседающая на животном, представляющем собой наполовину хамелеона, наполовину кабана. В своих руках эта йогини держит палицу, нечто вроде колокольчика, нечто похожее на труп и отрубленную голову. Следующая за ней йогини также держит палицу, меч, чашу-череп и труп. Естественно, этот характер изображений побуждает думать. что осуществлявшиеся в этих храмах практики носили кровавый характер. но как мы сказали ранее, в тантрах и, вероятно, в культе йогини, - как указывает «Махакаула-джнана-нирная», - практики основывались на кодифицированных символах.
Мы приводим отрывок из «Махакаула-джнана-нирнаи», в котором идет речь о символизме подношений.
«О Деви, пусть каулика почитает лингам, чтобы достичь желанных сиддхи, мысленно используя цветы, сладости, благовония и т.д. (МК III.24).
Первый цветок это непричинение вреда, второй это самоконтроль, третий это щедрость, четвертый это правильное расположение, пятый это сострадание и шестой это неприятие любой жестокости. Седьмой цветок это созерцание и восьмой это знание. Различая эти связанные с цветами предписаниями, следует мысленно почитать лингам» (МК III.25-26).
В другой части говорится о сосудах и утверждается, что лучшим сосудом был бы череп мудреца, которому приписываются гимны Ригведы. Веды представляют суть традиционного знания.
«Бхайрава сказал: «О, Деви! Слушай внимательно о природе сосудов. Сосуд каулики может быть изготовлен из глины, черепахи, бронзы, меди, железа, золота, серебра, раковины, рога, дерева или камня. Из всех сосудов лучший это череп Вишвамитры. Если он принимает, наслаждается и вкушает пищу из него он Владыка, выше Владыки и более великий, чем он. Пусть каулика наливает вино в этот обширный сосуд, похожий на скорлупу кокосового ореха. О Деви, виды сосудов и образ действия уже указаны. О чем еще ты желаешь узнать? (МК XII.11-16).
Богиня сказала: «О, господь звуков! Благодаря тебе я обрела божественное состояние О Владыка! Твоей милостью я постигла характеристики знания (МК XII.17).
В следующем отрывке говорится о том, чтобы выйти за пределы видимого глазами, не ограничивая мысль простым значением слов и понятий. Целью йоги является состояние единства, при котором нет различий. Энергия Вселенной, хотя она и находит выражение различными путями, по сути своей одна и та же.
«Следует одинаково воспринимать дурные запахи и ароматы. О Сурешвари, также как лепестки лотоса держатся на воде и не загрязняются, йога не будут волновать ни заслуги, ни грехи. Для того, кому присущ такой душевный настрой, нет разницы между брахманством и жертвоприношением ашвамедха и не будет разницы между тем, купаться ли в тиртхах или общаться с млеччхами» (МК XI.27-29).
Как видно из приведенных выше отрывков, также как и во многих буддийских и тантрических текстах, знания выражаются в форме метафор в беседе между Богом и его Деви. Зачастую учения зашифровывались в эпохи, когда хотели защитить знание посредством символов от тех, кто не являлся истинным почитателем или не имел руководства наставника, заблудился среди слов и, может быть, пугался, воображая набор странных практик и магических чар.
В тантрах идет речь о подношениях, именуемых пятью М, и некоторые почитатели преподносят их божествам: вино (мадья), мясо (мамса), рыба (матсья), зерна или жесты (мудра) и соитие (майтхуна).
В Куларнава-тантре сказано, что вино это не напиток, но энергия, ведущая практикующего к состоянию Брахмана. Также как напиток вызывает определенное состояние эйфории, «вино-энергия» пробуждает энергию чакр, что наделяет силой и дарует великое процветание.
Мамса: один из семи элементов тела: ракта (кровь), раса (влажная субстанция), астхи (кости), шукра (семя), меда (жир) и мамса (мясо). В тантре речь идет о том, что человек в состоянии невежества подобен пашу (животному). Принести в жертву животное на уровне символов означать уничтожить невежество, чтобы обрести возможность подняться на уровень знания.
Матсья: Рыба, в подавляющем большинстве культур это символ элемента, который движется в глубинах вод подземных миров. В некоторых тантрических текстах рыба - это символ мысли в океане чувств. Преподнести рыбу означает установить правильное восприятие чувств.
Мудра: Зерно, будь ли то цельный рис или вареный рис, который предлагают на обрядах. Еда питает тело и наделяет его энергией. Мудра также означает символический жест, направляющий энергии в различные части тела. Некоторые тантры говорят о восьми типах мудр, связанных с такими чувствами, как алчность, гнев, похоть, зависть и т.д.
Майтхуна: Соитие, союз мужчины и женщины, двух взаимодополняемых противоположностей. Это союз энергии Шакти и Шивы. Это энергия, поднимающаяся по энергетическим центрам позвоночника, пока не достигает головы, чтобы пройти алхимический процесс трансформации.
Эта интерпретация не соответствует некоторым комментариям на тантрические тексты. Зачастую, когда текст ссылается на жертвоприношения животных или подношения крови или семени, полагают, что на определенных обрядах это имело место. Когда в своей иконографии йогини изображается как пожирающая плоть, держащая чашу из черепа в руке или стоящая на трупе, высказывают мнение, что это мрачное божество и что необходимо утолять его аппетит кровавыми подношениями. Изредка в популярной литературе указывается на чисто символическую интерпретацию, как это имело место в мистических тантрических текстах, в которых знание передавалось через аллегории.

Источник: Dupuis S. Templos de Yoginis en la India. Notas de viaje, leyendas y misterios. P. 73-83. Перевод с испанского Андрея Игнатьева
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments